Тренировочный вариант экзаменационной работы по истории

История - Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Тренировочный вариант экзаменационной работы по истории

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 40 заданий.

Часть 1 содержит 21 задание (А1—А21). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 13 заданий (В1—В13), на которые надо дать краткий ответ в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания).

Часть 3 содержит 6 заданий (С1—С6) с развёрнутым ответом.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов Ml под номером выполняемого Вами задания (А1 — А21) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1. В каком из центров удельной Руси (XII—XV вв.) высшим законодательным органом власти было вече?

□ 1) Новгороде

□ 2) Галиче

□ 3) Москве

□ 4) Киеве

А2. Что из названного можно отнести к причинам поражения русских войск на реке Калке в 1223 г.?

□ 1) вассальная зависимость русских земель от монголов

□ 2) выступление половцев на стороне монголов

□ 3) несогласованность в действиях русских князей

□ 4) союз монголов с немецкими рыцарями

А3. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало

□ 1) расширение территории Древнерусского государства

□ 2) заключение первого письменного договора с Византией

□ 3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

□ 4) прекращение набегов печенегов на русские земли

А4. Какой из памятников зодчества был сооружён раньше других?

□ 1) собор Василия Блаженного в Москве

□ 2) Архангельский собор Московского Кремля

□ 3) Софийский собор в Новгороде

□ 4) Дмитриевский собор во Владимире

А5. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите имя государя, в чьё правление имели место упоминаемые в тексте преобразования.

«Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений... Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы... обычно считают крупнейшими мероприятиями Избранной рады».

□ 1) Иван III

□ 2) Иван IV

□ 3) Борис Годунов

□ 4) Алексей Михайлович

А6. Какое из указанных ниже событий произошло в царствование Екатерины II?

□ 1) создание Вольного экономического общества

□ 2) учреждение министерств вместо коллегий

□ 3) издание Полного собрания законов Российской империи

□ 4) издание указа о единонаследии

А7. Как назывался орган исполнительной власти, созданный в годы правления Николая I, осуществлявший полицейский надзор и выполнявший функции цензуры?

□ 1) Тайная экспедиция

□ 2) III отделение императорской канцелярии

□ 3) Приказ тайных дел

□ 4) Государственный совет

А8. Реформы 1860-1870-х гг. привели к

□ 1) ликвидации помещичьего землевладения

□ 2) замедлению развития промышленности

□ 3) падению боеспособности армии

□ 4) ускорению развития капиталистических отношений

А9. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите явление российской истории, о котором идёт речь.

«Это понятие собирательное, под ним, на наш взгляд, следует подразумевать весь комплекс событий царствования Анны Иоанновны: сосредоточение верховной власти в руках горстки немцев, покровительство им императрицы, террор по отношению к аристократическим фамилиям и церковным иерархам, торговая политика, наносившая ущерб государственным интересам, промахи дипломатии».

□ 1) бироновщина

□ 2) аракчеевщина

□ 3) опричнина

□ 4) хованщина

А10. Аграрная реформа П. А. Столыпина предполагала

□ 1) национализацию части помещичьей земли

□ 2) проведение политики переселения крестьян в Сибирь

□ 3) развитие общинного землевладения

□ 4) укрепление крестьянской общины

A11. Укрепление позиций России в Средней Азии во второй половине XIX в. стало причиной столкновения её интересов в этом регионе с интересами

□ 1) Франции

□ 2) Турции

□ 3) Германии

□ 4) Великобритании

А12. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название представителей партии, целевые установки которой он отражает.

«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров...»

□ 1) октябристы

□ 2) эсеры

□ 3) социал-демократы

□ 4) кадеты

А13. Событиям российской истории посвящены картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове», принадлежащие кисти художника

□ 1) И. Е. Репина

□ 2) И. И. Левитана

□ 3) Е. Е. Лансере

□ 4) В. И. Сурикова

А14. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов, содержал призыв

□ 1) к отказу публиковать тайные договоры, заключённые царским и Временным правительствами

□ 2) не рассматривать всякие другие условия мира, выдвинутые какой-либо воюющей державой

□ 3) к миру без аннексий и контрибуций

□ 4) к сохранению тайной дипломатии

А15. Что из названного было одной из целей индустриализации в СССР?

□ 1) децентрализация экономики

□ 2) создание мощной оборонной промышленности

□ 3) формирование условий для свободного предпринимательства

□ 4) внедрение рыночных методов управления хозяйством

А16. К начальному этапу существования антигитлеровской коалиции относится принятие решения

□ 1) о размерах репараций в пользу СССР

□ 2) об экономической помощи СССР со стороны Великобритании и США

□ 3) о разделе Германии на четыре зоны оккупации

□ 4) о вступлении СССР в войну против Японии

А17. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите город, о котором идёт речь.

«8 ноября 39-й германский моторизованный корпус во главе с генералом Шмидтом захватил Тихвин... нарушил железнодорожную связь между Большой землёй... и дорогой через Ладогу, по которой доставлялись грузы. В тот день Гитлер... заявил: [Городу] рассчитывать не на что. Он падёт рано или поздно. Его никто не освободит»...».

□ 1) Москва

□ 2) Севастополь

□ 3) Киев

□ 4) Ленинград

А18. Какое из указанных ниже событий произошло в СССР в «эпоху застоя»?

□ 1) учреждение поста Президента СССР

□ 2) создание ГКЧП

□ 3) авария на Чернобыльской АЭС

□ 4) ссылка А. Д. Сахарова в Горький

А19. Что из названного можно отнести к причинам срыва подписания нового Союзного договора в 1991 г.?

□ 1) результаты Всесоюзного референдума о сохранении СССР

□ 2) принятие новой Конституции РФ

□ 3) учреждение Государственного комитета по чрезвычайному положению

□ 4) создание Съезда народных депутатов РСФСР

А20. Какая из наук оказалась фактически запрещённой в СССР в конце 1940-х гг.?

□ 1) кибернетика

□ 2) история

□ 3) биология

□ 4) химия

А21. Какое из указанных ниже событий произошло в России в октябре 1993 г.?

□ 1) прекращение полномочий Советов всех уровней

□ 2) референдум о сохранении СССР

□ 3) избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ

□ 4) начало работы Государственной Думы первого созыва


Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1—В13) является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) разгром князем Святославом хазар

2) Любечский съезд

3) принятие христианства на Руси

4) битва на р. Калке

5) Невская битва

Ответ:







В2. Какие три из перечисленных российских полководцев относятся к XVIII в. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Пётр Румянцев

2) Григорий Потёмкин

3) Павел Нахимов

4) Фёдор Ушаков

5) Михаил Скобелев

6) Иван Гурко

Ответ:





В3. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их статусом: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

A) А. Д. Меншиков

Б) Ф. Прокопович

B) Б. И. Морозов

Г) Э. И. Бирон


СТАТУС

1) военачальник, первый генерал- губернатор Санкт-Петербурга

2) боярин, фактический глава правительства в 1646-1648 гг.

3) герцог Курляндский, фаворит Анны Иоанновны

4) князь, глава Посольского приказа

5) сподвижник Петра I, писатель, глава «Учёной дружины»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






В4. Ниже приведён перечень имён государственных деятелей. Все они, за исключением одного, связаны с историей XIX в.

1) М. Т. Лорис-Меликов; 2) Е. Ф. Канкрин; 3) С. С. Уваров; 4) И. И. Шувалов; 5) М. М. Сперанский; 6) Д. А. Милютин.

2) Найдите и запишите порядковый номер государственного деятеля, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ______________________.

В5. Напишите пропущенное слово.

Проводившийся с 1953 г. процесс восстановления в правах, утраченного доброго имени, отмены необоснованного обвинения невинно осуждённых в годы сталинских политических репрессий называется _______________________

Ответ: ______________________.

В6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник события

Создание Совета народных комиссаров

(А) _______________

В. И: Ленин

Кронштадтский мятеж

февраль — март 1921 г.

(Б) _______________

(В) _______________

апрель — май 1922 г.

(Г) _______________

Подписание Пакта о ненападении с Германией


(Е) _______________

Пропущенные элементы:

1) М. Н. Тухачевский

2) октябрь 1917 г.

3) Г. В. Чичерин

4) Генуэзская конференция

5) штурм Перекопа

6) М. В. Фрунзе

7) сентябрь 1934 г.

8) В. М. Молотов

9) август 1939 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В7. Прочтите отрывок из текста мирного договора.

«Статья I. Со дня размена ратификаций настоящего трактата быть на вечные времена миру и дружеству между его величеством императором всероссийским — с одной, и его величеством императором французов, её величеством королевою Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, его величеством королём сардинским и его императорским величеством султаном, с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.

Статья II. Его величество император всероссийский обязуется возвратить его величеству султану город Карс с цитаделью оного, а равно и прочие части Оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

Статья III. Их величества император французов, королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить его величеству императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь, Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками... Статья IV. Чёрное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав...»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Нейтральный режим Чёрного моря, о котором говорится в документе, Россия соблюдала 50 лет.

2) Под императором всероссийским в документе подразумевается Александр II.

3) Императором французов, упоминаемым в отрывке, был Наполеон Бонапарт.

4) Подписание договора, отрывок из которого приводится, произошло в Париже.

5) Участниками войны, которая завершилась подписанием данного договора, являлись Ф. Ф. Ушаков и Г. А. Спиридов.

6) Война, по итогам которой был заключён этот мирный договор, закончилась поражением России.

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания В8—ВЦ.



В8. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: ______________________.

В9. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной Армии.

Ответ: ______________________.

В10. Укажите название периода в ходе Великой Отечественной войны, начало которому положили события, отмеченные на схеме.

Ответ: ______________________.

В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, представленным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме представлены боевые действия 1941 г.

2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны.

3) На схеме указаны боевые действия Красной Армии в ходе операции «Уран».

4) Участником событий, отражённых на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.

5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2,5 млн немецких солдат.

6) События, отмеченные на схеме стрелками, относятся к 1942 г.

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12. Какие суждения об объекте культуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



1) Памятник посвящён известному деятелю отечественной культуры.

2) Создателем памятника является скульптор М. Аникушин.

3) Памятник расположен у Кремлёвской стены.

4) Памятник был создан в годы пребывания у власти М. С. Горбачёва.

5) Автор памятника — скульптор Эрнст Неизвестный.

Ответ:




В13. Какое из изображений, приведённых ниже, характеризует событие (явление), появившееся в период, связанный с деятельностью исторической личности, которой посвящён данный памятник? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.


Ответ:



Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов М 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов Ml.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний графини В. Н. Головиной.

«С искусством предателя Пален коварно подготавливал гибель несчастного императора.

...В течение нескольких месяцев Пален преследовал и мучил <великого> князя, чтобы добиться согласия на низложение его отца. В конце концов он стал угрожать ему революцией и резнёй, уверяя, что только лишение престола может спасти государство... Он добился от великого князя разрешения навести справки, каким образом подобные отречения производились в других странах.

...Злодей Пален торжествовал. Он пришёл к <великому князю» и показал ему бумагу, подписанную императором, в которой содержался приказ об аресте великих князей Александра и Константина и заключении их в крепость. Александр задрожал, смутился и опустил голову. Тогда и было решено, что акт отречения будет предложен императору.

...В ночь с 11 на 12 марта привели один или два батальона Преображенского полка, разместив их во дворце и вокруг дворца. Во главе гвардейцев был Талызин. Солдатам сказали, что жизнь императора в опасности и они идут спасать его. Пален остался с ними, а Бенигсен, Зубовы, Казаринов, Скарятин, Уваров, князь Волконский и три гвардейских офицера поднялись в покои императора, который спал в тот момент, когда они входили.

Николай Зубов, пьяный и бесцеремонный, сказал:

— Чего тут церемониться? Давайте к делу...

Восторг, который внушал всем <молодой> император, был неописуем. Все сосланные друзья его возвратились в Петербург... Война с Англией, грозившая России в конце царствования <прежнего императора>, закончилась в ту самую минуту, как <новый> император вступил на престол».

C1. В каком году происходило событие, о котором идёт речь в воспоминаниях? Назовите свергнутого императора. Кто стал императором в результате указанного события?

С2. Укажите характерные черты, присущие как событию, о котором говорится в отрывке воспоминаний, так и дворцовым переворотам в России XVIII в. Для ответа используйте текст источника и знания по курсу истории. Укажите не менее трёх характерных черт.

С3. О каком отношении современников к императору, пришедшему к власти в результате указанного события, свидетельствует автор? Чем он объясняет такое отношение? Приведите не менее трёх положений.

С4. В ноябре 1982 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Ю. В. Андропов. С новым руководителем многие в СССР связывали надежды на реформирование существующей системы, преодоление застойных явлений. Объясните, почему ожидания на коренное изменение ситуации в стране не оправдались. Приведите три объяснения.

С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Опричнина была бессмысленной политикой, которая привела только к ослаблению Российского государства.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

С6. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Ярослав Мудрый; 2) М.М. Сперанский; 3) У.Черчилль; 4) А. Д. Сахаров.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]