Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Единицы измерения информации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;
• метапредметные — понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
• личностные — навыки концентрации внимания.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;
3) определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
4) изучение единиц измерения информации и соотношений между ними;
5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• бит;
• информационный вес символа;
• информационный объем сообщения;
• единицы измерения информации.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Измерение информации”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация “Вычисление количества информации: алфавитный подход” (134881);
2) тренажер “Интерактивный задачник. Раздел “Измерение информации”” (119252).
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) проверка изученного материала по вопросам к § 1.5;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания (№ 39 в обязательном порядке должны были решить все ученики, так как аналогичное задание подробно рассмотрено в учебнике).
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Единицы измерения информации”; можно использовать анимацию “Вычисление количества информации: алфавитный подход”. В процессе изложения материала можно выполнить задания № 55, 56, 60, 61, 69, 74 в РТ.
В практической части занятия рекомендуется познакомить учеников с интерактивным задачником, предложив им поработать в режиме “Тренажер”.
В рабочей тетради имеется подборка из 20 заданий, непосредственно относящихся к рассматриваемой на уроке теме. В полном объеме эти задания предназначены для мотивированных школьников, планирующих сдавать ОГЭ и ЕГЭ по информатике.
Начиная с этого занятия, мы будем активно пользоваться единицами измерения информации. Согласно рекомендации Института русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук слова “бит” и “байт” необходимо склонять. Кроме “литературной” формы родительного падежа (битов, байтов, килобайтов) существует счетная форма, которая используется в сочетании с числительными: 8 байт, 16 килобайт. Счетная форма считается разговорной. Тем не менее именно этой формой пользуются ИТ-специалисты; такая же ситуация в материалах ЕГЭ и ОГЭ. Рекомендуем учителю обратить внимание учеников на этот аспект и не настаивать на однозначном выборе того или другого варианта.
Домашнее задание
§ 1.6, вопросы и задания № 1—4, 6 к параграфу; № 59, 62, 63, 65, 66, 70 в РТ.
Дополнительное задание: поработать дома с Интерактивным задачником (режимы “Тренажер” и “Контроль”).
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 5. См. комментарии к № 55 в РТ.
№ 7. См. комментарии к № 56 в РТ.
№ 8
Ответ: Информационные объемы сообщений, содержащихся в письмах, равны.
№ 9. 5 битов.
№ 10
Бит |
Байт |
Кб |
24 576 |
3072 |
3 |
16 384 |
2048 |
2 |
12 288 |
1536 |
1,5 |
213 |
210 |
1 |
214 |
211 |
2 |
215 |
212 |
4(22) |
№ 11. I = 6, N = 64.
№ 12. 5400 байтов.
№ 13. I = 5, N = 32.
№ 14. 7 Кбайт.
№ 15. 80 Кбайт.
Задания в рабочей тетради
№ 55
N |
N = 2i |
i (битов) |
8 |
8 = 23 |
3 |
32 |
32 = 25 |
5 |
64 |
64 = 26 |
6 |
128 |
128 = 27 |
7 |
256 |
256 = 28 |
8 |
№ 56
N |
i (битов) |
К |
I = К ∙ i (битов) |
8 |
3 |
400 |
1200 |
16 |
4 |
200 |
800 |
64 |
6 |
100 |
600 |
128 |
7 |
100 |
700 |
256 |
8 |
100 |
800 |
№ 57
Ответ: Информационный объем первого текста в 1,6 раза больше информационного объема второго текста.
№ 58. Объем информации в письме племени Мульти в 2 раза больше объема информации в письме племени Пульти.
№ 59
Ответ: 3 бита.
№ 60
Бит |
Байт |
Кбайт |
8192 |
1024 |
1 |
12 288 |
1536 |
1,5 |
16 384 |
2048 |
2 |
20 480 |
2560 |
2,5 |
215 |
212 |
22 |
216 |
213 |
23 |
№ 61. 1 Кбайт, 1000 байтов, 1024 бита, 1 байт, 1 бит.
№ 62. 10 битов, 2 байта, 20 битов, 1010 байтов, 1 Кбайт.
№ 63. 1) 1 Кбайт; 2) 1 Кбайт; 3) 8 Кбайт; 4) 64 Кбайт; 5) 1 Кбайт; 6) 8 Кбайт; 7) 256 Кбайт.
№ 64
Ответ: на 12 байтов.
№ 65. В 32 раза.
№ 66
Ответ: 30 Кбайт.
№ 67. Пусть X — количество страниц в реферате.
Ответ: 10 страниц.
№ 68.
Ответ: 256 символов.
№ 69. 2.
№ 70
1 байт |
23 битов |
|||||
1 Кбайт |
210 байтов |
213 битов |
||||
1 Мбайт |
210 Кбайт |
220 байтов |
223 битов |
|||
1 Гбайт |
210 Мбайт |
220 Кбайт |
230 байтов |
233 битов |
||
1 Тбайт |
210 Гбайт |
220 Мбайт |
230 Кбайт |
240 байтов |
243 битов |
|
1 Пбайт |
210 Тбайт |
220 Гбайт |
230 Мбайт |
240 Кбайт |
250 байтов |
253 битов |
№ 71
1) 8х битов = 32 Кбайт, 32 Кбайт = 32 ∙ 213 битов.
8х битов = 32 ∙ 213 битов, 8х = 32 ∙ 213, 23х = 25 ∙ 213, 23х = 25 + 13, 3х = 18 х = 6.
2) х = 5.
№ 72
Ответ: 120 байтов.
№ 73. Возможно 65 различных результатов измерений: 32 отрицательных значения, 32 положительных значения и еще одно — ноль.
Ответ: 35 Кбайт.
№ 74. Всего в сообщении 15 символов (К = 15), из них 10 разных (N = 10). Значит i = 4, откуда следует: I = 60 (битов).
№ 75. Ответы на кроссворд “Информация и информационные процессы”: