Единицы измерения информации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Единицы измерения информации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;

метапредметные — понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;

личностные — навыки концентрации внимания.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;

2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;

3) определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;

4) изучение единиц измерения информации и соотношений между ними;

5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• бит;

• информационный вес символа;

• информационный объем сообщения;

• единицы измерения информации.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Измерение информации”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация “Вычисление количества информации: алфавитный подход” (134881);

2) тренажер “Интерактивный задачник. Раздел “Измерение информации”” (119252).

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) проверка изученного материала по вопросам к § 1.5;

2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;

3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания (№ 39 в обязательном порядке должны были решить все ученики, так как аналогичное задание подробно рассмотрено в учебнике).

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Единицы измерения информации”; можно использовать анимацию “Вычисление количества информации: алфавитный подход”. В процессе изложения материала можно выполнить задания № 55, 56, 60, 61, 69, 74 в РТ.

В практической части занятия рекомендуется познакомить учеников с интерактивным задачником, предложив им поработать в режиме “Тренажер”.

В рабочей тетради имеется подборка из 20 заданий, непосредственно относящихся к рассматриваемой на уроке теме. В полном объеме эти задания предназначены для мотивированных школьников, планирующих сдавать ОГЭ и ЕГЭ по информатике.

Начиная с этого занятия, мы будем активно пользоваться единицами измерения информации. Согласно рекомендации Института русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук слова “бит” и “байт” необходимо склонять. Кроме “литературной” формы родительного падежа (битов, байтов, килобайтов) существует счетная форма, которая используется в сочетании с числительными: 8 байт, 16 килобайт. Счетная форма считается разговорной. Тем не менее именно этой формой пользуются ИТ-специалисты; такая же ситуация в материалах ЕГЭ и ОГЭ. Рекомендуем учителю обратить внимание учеников на этот аспект и не настаивать на однозначном выборе того или другого варианта.

Домашнее задание

§ 1.6, вопросы и задания № 1—4, 6 к параграфу; № 59, 62, 63, 65, 66, 70 в РТ.

Дополнительное задание: поработать дома с Интерактивным задачником (режимы “Тренажер” и “Контроль”).

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 5. См. комментарии к № 55 в РТ.

№ 7. См. комментарии к № 56 в РТ.

№ 8

Ответ: Информационные объемы сообщений, содержащихся в письмах, равны.

№ 9. 5 битов.

№ 10

Бит

Байт

Кб

24 576

3072

3

16 384

2048

2

12 288

1536

1,5

213

210

1

214

211

2

215

212

4(22)

№ 11. I = 6, N = 64.

№ 12. 5400 байтов.

№ 13. I = 5, N = 32.

№ 14. 7 Кбайт.

№ 15. 80 Кбайт.

Задания в рабочей тетради

№ 55

N

N = 2i

i (битов)

8

8 = 23

3

32

32 = 25

5

64

64 = 26

6

128

128 = 27

7

256

256 = 28

8

№ 56

N

i (битов)

К

I = К ∙ i (битов)

8

3

400

1200

16

4

200

800

64

6

100

600

128

7

100

700

256

8

100

800

№ 57

Ответ: Информационный объем первого текста в 1,6 раза больше информационного объема второго текста.

№ 58. Объем информации в письме племени Мульти в 2 раза больше объема информации в письме племени Пульти.

№ 59

Ответ: 3 бита.

№ 60

Бит

Байт

Кбайт

8192

1024

1

12 288

1536

1,5

16 384

2048

2

20 480

2560

2,5

215

212

22

216

213

23

№ 61. 1 Кбайт, 1000 байтов, 1024 бита, 1 байт, 1 бит.

№ 62. 10 битов, 2 байта, 20 битов, 1010 байтов, 1 Кбайт.

№ 63. 1) 1 Кбайт; 2) 1 Кбайт; 3) 8 Кбайт; 4) 64 Кбайт; 5) 1 Кбайт; 6) 8 Кбайт; 7) 256 Кбайт.

№ 64

Ответ: на 12 байтов.

№ 65. В 32 раза.

№ 66

Ответ: 30 Кбайт.

№ 67. Пусть X — количество страниц в реферате.

Ответ: 10 страниц.

№ 68.

Ответ: 256 символов.

№ 69. 2.

№ 70

1 байт

23 битов




1 Кбайт

210 байтов

213 битов



1 Мбайт

210 Кбайт

220 байтов

223 битов


1 Гбайт

210 Мбайт

220 Кбайт

230 байтов

233 битов

1 Тбайт

210 Гбайт

220 Мбайт

230 Кбайт

240 байтов

243 битов


1 Пбайт

210 Тбайт

220 Гбайт

230 Мбайт

240 Кбайт

250 байтов

253 битов

№ 71

1) 8х битов = 32 Кбайт, 32 Кбайт = 32 ∙ 213 битов.

8х битов = 32 ∙ 213 битов, 8х = 32 ∙ 213, 2 = 25 ∙ 213, 2 = 25 + 13, 3х = 18 х = 6.

2) х = 5.

№ 72

Ответ: 120 байтов.

№ 73. Возможно 65 различных результатов измерений: 32 отрицательных значения, 32 положительных значения и еще одно — ноль.

Ответ: 35 Кбайт.

№ 74. Всего в сообщении 15 символов (К = 15), из них 10 разных (N = 10). Значит i = 4, откуда следует: I = 60 (битов).

№ 75. Ответы на кроссворд “Информация и информационные процессы”:






Для любых предложений по сайту: [email protected]