Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
АВТОРСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются межпредметные связи, а также возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство “БИНОМ. Лаборатория знаний”)*.
* Полное описание УМК представлено в разделе программы “Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса”.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Термин “основная школа” относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10-12 лет и к школьникам 12-15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5-6 классах фактически происходит переход из начальной школы в основную; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.
Изучение информатики в 7-9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
• формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики благодаря развитию представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
• совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всёвозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления; реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или углубленном уровне). В настоящей программе учтено, что, в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:
1) расширенный курс в 5-9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 175 часов);
2) базовый курс в 7-9 классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов);
3) углубленный курс в 7—9 классах (три года по два часа в неделю, всего 210 часов).
В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов в рамках каждого из представленных выше вариантов учебного плана.
Предлагаемая программа рекомендуется при реализации расширенного курса информатики в 5-9 классах; дополнительно представлен вариант поурочного планирования для углубленного изучения курса в 7-9 классах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями “объект”, “система”, “модель”, “алгоритм”, “исполнитель” и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение “читать” таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7-9 классах основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):
• введение в информатику;
• алгоритмы и начала программирования;
• информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорость записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования, состоящем в построении математической модели, ее программной реализации, проведении компьютерного эксперимента, анализе его результатов, уточнении модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертежник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Системы программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, Школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (папка). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сносок, оглавлений, предметных указателей. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видеоинформация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
общее |
теория |
практика |
||
1 |
Информация и информационные процессы |
9 |
6 |
3 |
2 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
7 |
4 |
3 |
3 |
Обработка графической информации |
4 |
2 |
2 |
4 |
Обработка текстовой информации |
9 |
3 |
6 |
5 |
Мультимедиа |
4 |
1 |
3 |
6 |
Математические основы информатики |
13 |
10 |
3 |
7 |
Основы алгоритмизации |
10 |
6 |
4 |
8 |
Начала программирования |
10 |
2 |
8 |
9 |
Моделирование и формализация |
9 |
6 |
3 |
10 |
Алгоритмизация и программирование |
8 |
2 |
6 |
11 |
Обработка числовой информации |
6 |
2 |
4 |
12 |
Коммуникационные технологии |
10 |
6 |
4 |
Резерв |
6 |
0 |
6 |
|
Итого: |
105 |
50 |
55 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) |
Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорость записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации |
Аналитическая деятельность: • оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни; • классифицировать информационные процессы по принятому основанию; • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах. Практическая деятельность: • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.) |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов) |
Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (папка). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, технические и эргономические условия безопасной эксплуатации компьютера |
Аналитическая деятельность: • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; • определять основные характеристики операционной системы; • планировать собственное информационное пространство. Практическая деятельность: • получать информацию о характеристиках компьютера; • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.); • выполнять основные операции с файлами и папками; • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме; • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера); • использовать программы-архиваторы; • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ |
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) |
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов |
Аналитическая деятельность: • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора |
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов) |
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сносок, оглавлений, предметных указателей. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод |
Аналитическая деятельность: • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; • выполнять коллективное создание текстового документа; • создавать гипертекстовые документы; • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникод, КОИ-8Р, Windows 1251); • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов |
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) |
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных |
Аналитическая деятельность: • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • создавать презентации с использованием готовых шаблонов; • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) |
Тема 6. Математические основы информатики (13 часов) |
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности |
Аналитическая деятельность: • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; • анализировать логическую структуру высказываний. Практическая деятельность: • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах; • строить таблицы истинности для логических выражений; • вычислять истинностное значение логического выражения |
Тема 7. Основы алгоритмизации (10 часов) |
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов |
Аналитическая деятельность: • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения |
Тема 8. Начала программирования (10 часов) |
Системы программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. |
Аналитическая деятельность: • анализировать готовые программы; • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; • выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла |
Тема 9. Моделирование и формализация (9 часов) |
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных |
Аналитическая деятельность: • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи; • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей; • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; • создавать однотабличные базы данных; • осуществлять поиск данных в готовой базе данных; • осуществлять сортировку данных в готовой базе данных |
Тема 10. Алгоритмизация и программирование (8 часов) |
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике |
Аналитическая деятельность: • выделять этапы решения задачи на компьютере; • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи; • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму; • разрабатывать программы для обработки одномерного массива: • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; • подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; • нахождение суммы значений всех элементов массива; • нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве; • сортировка элементов массива и пр.) |
Тема 11. Обработка числовой информации (6 часов) |
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных |
Аналитическая деятельность: • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; • строить диаграммы и графики в электронных таблицах |
Тема 12. Коммуникационные технологии (10 часов) |
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет |
Аналитическая деятельность: • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации; • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения. Практическая деятельность: • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объема данных по каналу связи с известными характеристиками; • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; • создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде web-страницы, включающей графические объекты |
Резерв учебного времени в 7—9 классах: 6 часов |
Рекомендуемое поурочное планирование. Базовая модель
7 класс
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника, задания РТ* |
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места |
Введение, № 1 |
Тема “Информация и информационные процессы” |
||
2 |
Информация и ее свойства |
§ 1.1, № 2-7 |
3 |
Информационные процессы. Обработка информации |
§ 1.2, № 8-14 |
4 |
Информационные процессы. Хранение и передача информации |
§ 1.2, № 15-18 |
5 |
Всемирная паутина как информационное хранилище |
§ 1.3, № 19-23 |
6 |
Представление информации |
§ 1.4, № 24-35 |
7 |
Дискретная форма представления информации |
§ 1.5, № 36-54 |
8 |
Единицы измерения информации |
§ 1.6, № 55-74 |
9 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Информация и информационные процессы”. Проверочная работа |
Глава 1, № 75 |
Тема “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией” |
||
10 |
Основные компоненты компьютера и их функции |
§ 2.1, № 76-85 |
11 |
Персональный компьютер |
§ 2.2, № 86-102 |
12 |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
§ 2.3, № 103-109 |
13 |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
§ 2.3, № 103-109 |
14 |
Файлы и файловые структуры |
§ 2.4, № 110-124 |
15 |
Пользовательский интерфейс |
§ 2.5, № 125-126 |
16 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией”. Проверочная работа |
Глава 2, № 127 |
Тема “Обработка графической информации” |
||
17 |
Формирование изображения на экране монитора |
§ 3.1, № 128-154 |
18 |
Компьютерная графика |
§ 3.2, № 155-163 |
19 |
Создание графических изображений |
§ 3.3, № 164-171, 173 |
20 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Обработка графической информации*. Проверочная работа |
Глава 3, № 172 |
Тема “Обработка текстовой информации” |
||
21 |
Текстовые документы и технологии их создания |
§ 4.1, № 174-177 |
22 |
Создание текстовых документов на компьютере |
§ 4.2, № 178-191 |
23 |
Прямое форматирование |
§ 4.3, № 192-195 |
24 |
Стилевое форматирование |
§ 4.3, № 196-200 |
25 |
Визуализация информации в текстовых документах |
§ 4.4, № 201-203 |
26 |
Распознавание текста и системы компьютерного перевода |
§ 4.5, № 204-205 |
27 |
Оценка количественных параметров текстовых документов |
§ 4.6, № 206-239 |
28 |
Оформление реферата “История развития компьютерной техники” |
|
29 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Обработка текстовой информации”. Проверочная работа |
Глава 4, № 240 |
Тема “Мультимедиа” |
||
30 |
Технология мультимедиа |
§ 5.1, № 241-254 |
31 |
Компьютерные презентации |
§ 5.2, № 241-254 |
32 |
Создание мультимедийной презентации |
§ 5.2, № 241-254 |
33 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы “Мультимедиа”. Проверочная работа |
Глава 4, № 255 |
Итоговое повторение |
||
34 |
Основные понятия курса |
Главы 1-4, раздел “Обобщение изученного в 7 классе” в РТ |
35 |
Итоговое тестирование |
* РТ — рабочая тетрадь.
8 класс
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника, задания РТ |
|
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места |
Введение, № 1-14 |
|
Тема “Математические основы информатики” |
|||
2 |
Общие сведения о системах счисления |
§ 1.1, № 15-37 |
|
3 |
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика |
§ 1.1, № 38-49, 55-56 |
|
4 |
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления |
§ 1.1, № 50-51, 53-54, 57-61 |
|
5 |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q |
§ 1.1, № 52 |
|
6 |
Представление целых чисел |
§ 1.2, № 62-64, 68-70 |
|
7 |
Представление вещественных чисел |
§ 1.2, № 65-67 |
|
8 |
Высказывание. Логические операции |
§ 1.3, № 76-82 |
|
9 |
Построение таблиц истинности для логических выражений |
§ 1.3, № 83 |
|
10 |
Свойства логических операций |
§ 1.3, № 84-88 |
|
11 |
Решение логических задач |
§ 1.3, № 89-92 |
|
12 |
Логические элементы |
§ 1.3, № 93-94 |
|
13 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Математические основы информатики”. Проверочная работа |
Глава 1 |
|
Тема “Основы алгоритмизации” |
|||
14 |
Алгоритмы и исполнители |
§ 2.1, № 95-110 |
|
15 |
Способы записи алгоритмов |
§ 2.2, № 111-114 |
|
16 |
Объекты алгоритмов |
§ 2.3, № 115-125 |
|
17 |
Алгоритмическая конструкция “следование” |
§ 2.4, № 126-133 |
|
18 |
Алгоритмическая конструкция “ветвление”. Полная форма ветвления |
§ 3.4, № 134-137, 140-146 |
|
19 |
Сокращенная форма ветвления |
§ 2.4, № 138-139 |
|
20 |
Алгоритмическая конструкция “повторение”. Цикл с заданным условием продолжения работы |
§ 2.4, № 147-152 |
|
21 |
Цикл с заданным условием окончания работы |
§ 2.4, № 153-157 |
|
22 |
Цикл с заданным числом повторений |
§ 2.4, № 158-166, 168 |
|
23 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Основы алгоритмизации”. Проверочная работа |
Глава 2, № 167 |
|
Тема “Начала программирования” |
|||
24 |
Общие сведения о языке программирования Паскаль |
§ 3.1, № 168-173 |
|
25 |
Организация ввода и вывода данных |
§ 3.2, № 174-176 |
|
26 |
Программирование линейных алгоритмов |
§ 3.3, № 177-179 |
|
27 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор |
§ 3.4, № 180-183 |
|
28 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений |
§ 3.4, № 184-187 |
|
29 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы |
§ 3.5, № 188-195 |
|
30 |
Программирование циклов с заданным условием окончания работы |
§ 3.5, № 196 |
|
31 |
Программирование циклов с заданным числом повторений |
§ 3.5, № 197-201 |
|
32 |
Различные варианты программирования циклического алгоритма |
§ 3.5, № 202 |
|
33 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Начала программирования”. Проверочная работа |
Глава 3 |
|
Итоговое повторение |
|||
34 |
Основные понятия курса |
№ 203-213 |
|
35 |
Итоговое тестирование |
9 класс
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника, задания РТ |
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места |
Введение, № 1 — 19 |
Тема “Моделирование и формализация” |
||
2 |
Моделирование как метод познания |
§ 1.1, № 20-27 |
3 |
Знаковые модели |
§ 1.2, № 28-33 |
4 |
Графические модели |
§ 1.3, № 34-46 |
5 |
Табличные модели |
§ 1.4, № 47-54 |
6 |
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных |
§ 1.5, № 55-60 |
7 |
Система управления базами данных |
§ 1.6, № 61 |
8 |
Создание базы данных. Запросы на выборку данных |
§ 1.6, № 61 |
9 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Моделирование и формализация”. Проверочная работа |
Глава 1, № 62 |
Тема “Алгоритмизация и программирование” |
||
10 |
Решение задач на компьютере |
§ 2.1, № 63-67 |
11 |
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива |
§ 2.2, № 68-72 |
12 |
Вычисление суммы элементов массива |
§ 2.2, № 73-77 |
13 |
Последовательный поиск в массиве |
§ 2.2, № 78-83 |
14 |
Сортировка массива |
§ 2.2 |
15 |
Конструирование алгоритмов |
§ 2.3, № 84-86 |
16 |
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль |
§ 2.4, № 87-92 |
17 |
Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы “Алгоритмизация и программирование”. Проверочная работа |
§ 2.5, Глава 2, № 93-95 |
Тема “Обработка числовой информации” |
||
18 |
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы |
§ 3.1, № 96-109 |
19 |
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки |
§ 3.2, № 110-113 |
20 |
Встроенные функции. Логические функции |
§ 3.2, № 114-123 |
21 |
Сортировка и поиск данных |
§ 3.3, № 124 |
22 |
Построение диаграмм и графиков |
§ 3.3, № 125-134 |
23 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы “Обработка числовой информации в электронных таблицах”. Проверочная работа |
Глава 3, № 135 |
Тема “Коммуникационные технологии” |
||
24 |
Локальные и глобальные компьютерные сети |
§ 4.1, № 136-145 |
25 |
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера |
§ 4.2, № 146-149 |
26 |
Доменная система имен. Протоколы передачи данных |
§ 4.2, № 150-155 |
27 |
Всемирная паутина. Файловые архивы |
§ 4.3, № 156-163 |
28 |
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет |
§ 4.3, № 164-167 |
29 |
Технологии создания сайта |
§ 4.4 |
30 |
Содержание и структура сайта |
§ 4.4 |
31 |
Оформление сайта |
§ 4.4 |
32 |
Размещение сайта в Интернете |
§ 4.4 |
33 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы “Коммуникационные технологии”. Проверочная работа |
Глава 4, № 168 |
Итоговое повторение |
||
34 |
Основные понятия курса |
№ 169-197 |
35 |
Итоговое тестирование |
Рекомендуемое поурочное планирование. Углубленная модель
7 класс
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника, задания РТ |
|
Тема “Информация и информационные процессы” |
|||
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места |
Введение, № 1 |
|
2 |
Информация и ее свойства |
§ 1.1, № 2-7 |
|
3 |
Информационные процессы. Обработка информации |
§ 1.2, № 8-14 |
|
4 |
Информационные процессы. Хранение и передача информации |
§ 1.2, № 15-18 |
|
5 |
Всемирная паутина как информационное хранилище |
§ 1.3, № 19-23 |
|
6 |
Правовые и этические аспекты информационной деятельности во Всемирной паутине |
§ 1.3 |
|
7 |
Представление информации. Знаки и знаковые системы |
§ 1.4, № 24, 25, 29, 30 |
|
8 |
История письменности. Естественные и формальные языки |
§ 1.4, № 26-28, 35 |
|
9 |
Двоичное кодирование |
§ 1.5, № 36-42 |
|
10 |
Равномерные и неравномерные двоичные коды |
§ 1.5, № 43-51 |
|
11 |
Различные задачи на кодирование информации |
§ 1.4-1.5, № 31-34, 52-54 |
|
12 |
Алфавитный подход к измерению информации |
§ 1.6, № 55-59 |
|
13 |
Единицы измерения информации |
§ 1.6, № 60-70 |
|
14 |
Решение задач на определение информационного объема сообщения |
§ 1.6, № 71-74 |
|
15 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Информация и информационные процессы” |
Глава 1, № 75 |
|
16 |
Контрольная работа по теме “Информация и информационные процессы” |
Глава 1 |
|
Тема “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией” |
|||
17 |
Основные компоненты компьютера |
§ 2.1, № 76-85 |
|
18 |
Персональный компьютер |
§ 2.2, № 86-92 |
|
19 |
Компьютерные сети. Скорость передачи данных |
§ 2.2, № 93-102 |
|
20 |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
§ 2.3, № 103, 106, 107, 109 |
|
21 |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
§ 2.3, № 104, 105, 108 |
|
22 |
Правовые нормы использования программного обеспечения |
§ 2.3 |
|
23 |
Файлы и файловые структуры |
§ 2.4, № 110-114 |
|
24 |
Особенности именования файлов в различных операционных системах |
§ 2.4, № 115-124 |
|
25 |
Пользовательский интерфейс |
§ 2.5, № 125-126 |
|
26 |
Основные этапы развития ИКТ |
||
27 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией” |
Глава 2, № 127 |
|
28 |
Контрольная работа по теме “Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией” |
Глава 2 |
|
Тема “Обработка графической информации” |
|||
29 |
Формирование изображения на экране монитора |
§ 3.1, № 128-132 |
|
30 |
Глубина цвета и палитра цветов. Решение задач |
§ 3.1, № 133-145 |
|
31 |
Компьютерная графика |
§ 3.2, № 146-155 |
|
32 |
Способы создания графических объектов |
§ 3.2, № 156-158 |
|
33 |
Растровая и векторная графика |
§ 3.2, № 159-160, 162-163 |
|
34 |
Форматы графических файлов |
§ 3.2, № 161 |
|
35 |
Создание графических изображений средствами растрового редактора |
§ 3.3, № 164 |
|
36 |
Обработка фотографий, коллажи, панорамы |
§3.3 |
|
37 |
Создание графических изображений средствами векторного редактора |
§3.3 |
|
38 |
Решение задач на вычисление размеров графических файлов |
§ 3.2, № 165-171 |
|
39 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Обработка графической информации” |
Глава 3, № 172 |
|
40 |
Контрольная работа по теме “Обработка графической информации” |
Глава 3 |
|
Тема “Обработка текстовой информации” |
|||
41 |
Текстовые документы и технологии их создания |
§ 4.1, № 174 |
|
42 |
Компьютерные инструменты создания текстовых документов |
§ 4.1, № 175-177 |
|
43 |
Создание текстовых документов на компьютере |
§ 4.2, № 178-191 |
|
44 |
Прямое форматирование |
§ 4.3, № 192-195 |
|
45 |
Стилевое форматирование |
§ 4.3, № 196-199 |
|
46 |
Форматы текстовых файлов |
§ 4.3, № 200 |
|
47 |
Визуализация информации в текстовых документах |
§ 4.4, № 201-203 |
|
48 |
Распознавание текста |
§ 4.5, № 204-205 |
|
49 |
Системы компьютерного перевода |
§4.5 |
|
50 |
Представление текстовой информации в памяти компьютера |
§ 4.6, № 206-217 |
|
51 |
Оценка количественных параметров текстовых документов |
§ 4.6, № 218-238 |
|
52 |
Оформление реферата “История вычислительной техники” |
§4.3 |
|
53 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Обработка текстовой информации” |
Глава 4, № 239-240 |
|
54 |
Контрольная работа по теме “Обработка текстовой информации” |
Глава 4 |
|
Тема “Мультимедиа” |
|||
55 |
Технология мультимедиа |
§ 5.1, № 241-242 |
|
56 |
Звук и видео как составляющие мультимедиа |
§ 5.1, № 243-244 |
|
57 |
Компьютерные презентации |
§ 5.2 |
|
58 |
Создание мультимедийной презентации |
§ 5.2 |
|
59 |
Базовые приемы обработки звуковой информации |
§ 5.1 |
|
60 |
Создание видеороликов |
||
61 |
Оценка количественных параметров мультимедийных объектов |
§ 5.1, № 245-254 |
|
62 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы “Мультимедиа”. Проверочная работа |
Глава 5, № 255 |
|
Учебный проект “Информационный бюллетень” |
|||
63 |
Что следует публиковать в СМИ. Работа журналистов и редакторов |
||
64 |
Макет информационного бюллетеня |
||
65 |
Представление подготовленных информационных бюллетеней |
||
Итоговое повторение |
|||
66 |
Основные понятия курса |
||
67 |
Итоговое тестирование |
||
68 |
Резерв учебного времени |
8 класс
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника, задания РТ |
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места |
Введение |
2 |
Актуализация изученного материала по теме “Информация и информационные процессы” |
№ 1-9 |
3 |
Актуализация изученного материала по теме “Компьютер” |
№ 10-14 |
Тема “Математические основы информатики” |
||
4 |
Общие сведения о системах счисления. Непозиционные системы счисления |
§ 1.1, № 15-22 |
5 |
Позиционные системы счисления. Развернутая и свернутая формы записи чисел |
§ 1.1, № 23-37 |
6 |
Двоичная система счисления |
§ 1.1, № 44-49 |
7 |
Восьмеричная система счисления |
§ 1.1, № 50 |
8 |
Шестнадцатеричная система счисления |
§ 1.1, № 51, 53-54 |
9 |
Перевод чисел из 2-й, 8-й и 16-й системы счисления в десятичную |
§ 1.1, № 38-43 |
10 |
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q |
§ 1.1, № 52 |
11 |
Двоичная арифметика |
§ 1.1, № 55-57 |
12 |
Решение задач по теме “Системы счисления”. Проверочная работа |
§ 1.1, № 58-61 |
13 |
Представление целых чисел в компьютере |
§ 1.2, № 62-64 |
14 |
Представление вещественных чисел в компьютере |
§ 1.2, № 65-67 |
15 |
Представление текстов в компьютере |
№ 68-70 |
16 |
Представление графических изображений в компьютере |
№ 71-75 |
17 |
Проверочная работа по теме “Представление информации в компьютере” |
§ 1.2 |
18 |
Элементы алгебры логики. Высказывание |
§ 1.3, № 76-77 |
19 |
Логические операции |
§ 1.3, № 78-82 |
20 |
Построение таблиц истинности для логических выражений |
§ 1.3, № 83 |
21 |
Свойства логических операций |
§ 1.3, № 84-86 |
22 |
Решение логических задач с помощью таблиц истинности |
§ 1.3, № 89-90 |
23 |
Решение логических задач путем преобразования логических выражений |
§ 1.3, № 91-92 |
24 |
Логические элементы |
§ 1.3, № 93 |
25 |
Проверочная работа по теме “Элементы алгебры логики” |
|
26 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Математические основы информатики” |
Глава 1, № 94 |
27 |
Контрольная работа по теме “Математические основы информатики” |
Глава 1 |
Тема “Основы алгоритмизации” |
||
28 |
Понятие алгоритма |
§ 2.1, № 95 |
29 |
Исполнитель алгоритма. Работа с исполнителями в среде КуМир |
§ 2.1, № 96-101 |
30 |
Разнообразие исполнителей алгоритмов |
§ 2.1, № 102-109 |
31 |
Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека |
§ 2.1, № 110 |
32 |
Способы записи алгоритмов |
§ 2.2, № 111-114 |
33 |
Объекты алгоритмов. Величины и выражения. Арифметические выражения |
§ 2.3, № 115-119 |
34 |
Логические выражения |
§ 2.3, № 120-121 |
35 |
Команда присваивания |
§ 2.3, № 122-125 |
36 |
Табличные величины |
§ 2.3 |
37 |
Алгоритмическая конструкция “следование”. Линейные алгоритмы для исполнителя Робот |
§ 2.4, № 126-127 |
38 |
Определение значений переменных после исполнения линейных алгоритмов |
§ 2.4, № 128-131 |
39 |
Составление линейных алгоритмов |
§ 2.4, № 132, 133 |
40 |
Алгоритмическая конструкция “ветвление”. Исполнение разветвляющихся алгоритмов |
§ 2.4, № 134-136 |
41 |
Полная и неполная формы ветвления |
§ 2.4, № 137, 139 |
42 |
Простые и составные условия |
§ 2.4, № 138 |
43 |
Составление разветвляющихся алгоритмов |
§ 2.4, № 140-146 |
44 |
Алгоритмическая конструкция “повторение”. Цикл с заданным условием продолжения работы |
§ 2.4, № 147-149, 151 |
45 |
Циклические алгоритмы с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот |
§ 2.4, № 150 |
46 |
Составление циклических алгоритмов с заданным условием продолжения работы |
§ 2.4, № 152 |
47 |
Цикл с заданным условием окончания работы |
§ 2.4, № 153-155 |
48 |
Составление циклических алгоритмов с заданным условием окончания работы |
§ 2.4, № 156-157 |
49 |
Цикл с заданным числом повторений с исполнителями Чертежник, Робот и Черепаха |
§ 2.4, № 158-161 |
50 |
Составление циклических алгоритмов с заданным числом повторений |
§ 2.4, № 162-166 |
51 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Основы алгоритмизации” |
Глава 2, № 167 |
52 |
Контрольная работа по теме “Основы алгоритмизации” |
Глава 2 |
Тема “Начала программирования” |
||
53 |
Общие сведения о языке программирования Паскаль |
§ 3.1, № 168-173 |
54 |
Организация ввода и вывода данных. Первая программа |
§ 3.2, № 174-176 |
55 |
Программирование линейных алгоритмов |
§ 3.3, № 177-179 |
56 |
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор |
§ 3.4, № 180-183 |
57 |
Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений |
§ 3.4, № 184-187 |
58 |
Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием продолжения работы |
§ 3.5, № 188-190 |
59 |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы |
§ 3.5, № 191-195 |
60 |
Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным условием окончания работы |
§ 3.5, № 196 |
61 |
Программирование циклов с заданным условием окончания работы |
§ 3.5 |
62 |
Анализ работы программ, содержащих циклы с заданным числом повторений |
§ 3.5, № 197-198 |
63 |
Программирование циклов с заданным числом повторений |
§ 3.5, № 199-201 |
64 |
Различные варианты программирования циклического алгоритма |
§ 3.5, № 202 |
65 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Начала программирования” |
Глава 3 |
66 |
Контрольная работа по теме “Начала программирования” |
Глава 3 |
Итоговое повторение |
||
67 |
Основные понятия курса. Итоговое тестирование |
№ 203-213 |
68 |
Резерв учебного времени |
9 класс
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника, задания РТ |
|
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места |
Введение |
|
2 |
Актуализация изученного материала по теме “Количественные характеристики информационных процессов” |
№ 1-8 |
|
3 |
Актуализация изученного материала по теме “Математические основы информатики” |
№ 9-19 |
|
Тема “Моделирование и формализация” |
|||
4 |
Моделирование как метод познания |
§ 1.1, № 20-27 |
|
5 |
Словесные модели |
§ 1.2, № 28-29 |
|
6 |
Математические модели |
§ 1.2, № 30-33 |
|
7 |
Графические модели. Графы |
§ 1.3, № 34-40 |
|
8 |
Использование графов при решении задач |
§ 1.3, № 41-46 |
|
9 |
Табличные модели |
§ 1.4, № 47-51 |
|
10 |
Использование таблиц при решении задач |
§ 1.4, № 52-54 |
|
11 |
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных |
§ 1.5, № 55-60 |
|
12 |
Система управления базами данных |
§ 1-6 |
|
13 |
Создание базы данных. Запросы на выборку данных |
§ 1.6, № 61 |
|
14 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Моделирование и формализация” |
Глава 1, № 62 |
|
15 |
Контрольная работа по теме “Моделирование и формализация” |
Глава 1 |
|
Тема “Алгоритмизация и программирование” |
|||
16 |
Этапы решения задачи на компьютере |
§ 2.1.1. № 63-64 |
|
17 |
Задача о пути торможения автомобиля |
§ 2.1.2. № 65 |
|
18 |
Решение задач на компьютере |
§ 2.1. № 66-67 |
|
19 |
Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов |
§ 2.2, № 68-70 |
|
20 |
Различные способы заполнения и вывода массива |
§ 2.2, № 71-72 |
|
21 |
Вычисление суммы элементов массива |
§ 2.2, № 73-77 |
|
22 |
Последовательный поиск в массиве |
§ 2.2, № 78-82 |
|
23 |
Сортировка массива |
§ 2.2 |
|
24 |
Решение задач с использованием массивов |
§ 2.2. № 83 |
|
25 |
Проверочная работа “Одномерные массивы” |
§ 2.2 |
|
26 |
Последовательное построение алгоритма |
§ 2.3, № 84-85 |
|
27 |
Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот |
§ 2.3, № 86 |
|
28 |
Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот |
§ 2.3, № 87-89 |
|
29 |
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры |
§ 2.4, № 90-91 |
|
30 |
Функции |
§ 2.4, № 92 |
|
31 |
Алгоритмы управления |
§ 2.5, № 93-94 |
|
32 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Алгоритмизация и программирование” |
§ 2.5, № 95 |
|
33 |
Контрольная работа по теме “Алгоритмизация и программирование” |
||
Тема “Обработка числовой информации” |
|||
34 |
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы |
§ 3.1, № 96-104 |
|
35 |
Основные режимы работы электронных таблиц |
§ 3.1, № 104-109 |
|
36 |
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки |
§ 3.2, № 110-113 |
|
37 |
Встроенные функции |
§ 3.2, № 114-121 |
|
38 |
Логические функции |
§ 3.2, № 122-124 |
|
39 |
Организация вычислений в электронных таблицах |
§ 3.2 |
|
40 |
Сортировка и поиск данных |
§ 3.3 |
|
41 |
Диаграмма как средство визуализации данных |
§ 3.3, № 125-134 |
|
42 |
Построение диаграмм |
§ 3.3 |
|
43 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Обработка числовой информации в электронных таблицах” |
Глава 3, № 135 |
|
44 |
Контрольная работа по теме “Обработка числовой информации” |
Глава 3 |
|
Тема “Коммуникационные технологии” |
|||
45 |
Локальные и глобальные компьютерные сети |
§ 4.1, № 136-145 |
|
46 |
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера |
§ 4.2, № 146-149 |
|
47 |
Доменная система имен. Протоколы передачи данных |
§ 4.2, № 150-155 |
|
48 |
Всемирная паутина. Файловые архивы |
§ 4.3, № 156-163 |
|
49 |
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет |
§ 4.3, № 164-167 |
|
50 |
Технологии создания сайта |
§ 4.4 |
|
51 |
Содержание и структура сайта |
§ 4.4 |
|
52 |
Оформление сайта |
§ 4.4 |
|
53 |
Размещение сайта в Интернете |
§ 4.4 |
|
54 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы “Коммуникационные технологии” |
Глава 4, № 168 |
|
55 |
Контрольная работа по теме “Коммуникационные технологии” |
Глава 4 |
|
Итоговое повторение |
|||
56 |
Информация и информационные процессы |
№ 169, 170, 181, 182 |
|
57 |
Файловая система персонального компьютера |
№ 175 |
|
58 |
Системы счисления и логика |
№ 171, 172, 189 |
|
59 |
Таблицы и графы |
№ 173, 174, 187 |
|
60 |
Обработка текстовой информации |
||
61 |
Передача информации и информационный поиск |
№ 191, 193, 194 |
|
62 |
Вычисления с помощью электронных таблиц |
№ 176, 177, 178, 195 |
|
63 |
Обработка таблиц: выбор и сортировка записей |
№ 188 |
|
64 |
Алгоритмы и исполнители |
№ 179, 180, 183, 184, 190, 192, 196 |
|
65 |
Программирование |
№ 185, 186, 197 |
|
66 |
Итоговое тестирование |
||
67-68 |
Резерв учебного времени |
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7-9 классов
1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 7 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
4. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
6. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
7. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
8. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 7-9 классы: методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
9. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику “Информатика” для 7 класса (metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/).
10. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику “Информатика” для 8 класса (metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/).
11. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику “Информатика” для 9 класса (metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/).
12. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/).
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике “Выпускник научится”. Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике “Выпускник получит возможность научиться”. Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
• понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
• различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
• раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
• приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
• декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
• оперировать единицами измерения количества информации;
• оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;
• составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина “матрица смежности” необязательно);
• анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
• перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
• выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
• строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
• углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
• научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
• научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
• переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;
• познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
• научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
• научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
• сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
• познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
• познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
• научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
• понимать смысл понятия “алгоритм” и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
• оперировать алгоритмическими конструкциями “следование”, “ветвление”, “цикл” (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
• понимать термины “исполнитель”, “формальный исполнитель”, “среда исполнителя”, “система команд исполнителя” и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного;
• исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
• исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
• исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
• определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
• использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
• анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность научиться:
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
• определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
• подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
• познакомиться с использованием в программах строковых величин;
• исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• познакомиться с понятием “управление”, с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
• называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
• описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
• подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, “распаковывать” архивные файлы);
• разбираться в иерархической структуре файловой системы;
• осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
• применять основные правила создания текстовых документов;
• использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
• использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
• работать с формулами;
• визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и столбчатую диаграммы);
• осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
• основам организации и функционирования компьютерных сетей;
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
• составлять запросы для поиска информации в Интернете;
• использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
• систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
• систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
• научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
• расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
• научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
• познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
• сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.