Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В 7-9 КЛАССАХ
Федеральные государственные образовательные стандарты в качестве приоритетного направления современного общего образования выделяют развитие личности учащегося, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД) как инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса.
Универсальные учебные действия — это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (умение учиться); совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В начальной школе происходит формирование системы универсальных учебных действий (цель — учить ученика учиться); в основной — развитие (цель — учить ученика учиться в общении); в старшей — совершенствование (цель — учить ученика учиться самостоятельно).
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и коллективной деятельности.
В структуре УУД принято выделять четыре блока:
• личностные УУД;
• регулятивные УУД;
• познавательные УУД;
• коммуникативные УУД.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют два вида действий:
1) действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности (результатом учения) и ее мотивом (тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; к ним относятся:
1) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2) планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
4) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5) коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6) оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
7) волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания; логические действия и операции; способы решения задач. Познавательные УУД разделяются на группы:
1) общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• структурирование знаний;
• умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
• действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование);
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
2) логические действия:
• выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
• синтез как составление целого из частей;
• подведение под понятия, распознавание объектов;
• выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
• выдвижение гипотез и их доказательство;
3) действия постановки и решения проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Эффективное формирование УУД предполагает построение учебного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Далее об этом будет написано достаточно подробно.
Можно выделить некоторые педагогические технологии, в максимальной степени ориентированные на формирование того или иного вида УУД на ступени основного общего образования:
Вид УУД |
Ведущая технология |
Личностные |
Воспитательные технологии |
Регулятивные |
Учебные ситуации, учебные задачи |
Познавательные |
Проектно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные |
Учебное сотрудничество |
Курс информатики в 7-9 классах имеет ярко выраженную направленность на развитие и совершенствование системы универсальных учебных действий; ниже представлена информация о соответствии учебников 7-9 классов требованиям ФГОС ООО по формированию и развитию универсальных учебных действий.
Личностный блок УУД |
|
Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания. Самопознание и самоопределение |
7 класс: § 1.1. Информация и ее свойства § 1.2. Информационные процессы § 1.3. Всемирная паутина Глава 5. Мультимедиа 8 класс: Глава 3. Начала программирования 9 класс: § 2.3. Конструирование алгоритмов § 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета § 4.4. Создание web-сайта |
Регулятивный блок УУД: |
|
Целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; способность к волевому усилию |
8 класс: § 2.1. Алгоритмы и исполнители § 2.2. Способы записи алгоритмов § 2.3. Объекты алгоритмов § 2.4. Основные алгоритмические конструкции § 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль § 3.2. Организация ввода и вывода данных § 3.3. Программирование линейных алгоритмов § 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов § 3.5. Программирование циклических алгоритмов 9 класс: § 2.1. Решение задач на компьютере § 2.2. Одномерные массивы целых чисел § 2.3. Конструирование алгоритмов § 2.4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль § 2.5. Алгоритмы управления |
Познавательный блок УУД |
|
Общеучебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
7 класс: § 1.3. Всемирная паутина 9 класс: § 4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети § 4.2. Всемирная компьютерная сеть Интернет § 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета § 4.4. Создание web-сайта |
знаково-символические действия, включая моделирование. Знаково-символические действия выполняют функции: • отображения учебного материала; • выделения существенного; • отрыва от конкретных ситуативных значений; • формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий: • замещение; • кодирование/декодирование; • моделирование; умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
7 класс: § 1.2. Информационные процессы § 1.4. Представление информации § 1.5. Двоичное кодирование § 4.4. Визуализация информации в текстовых документах 9 класс: § 1.1. Моделирование как метод познания § 1.2. Знаковые модели § 1.3. Графические информационные модели § 1.4. Табличные информационные модели § 3.3. Средства анализа и визуализации данных |
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) |
7 класс: § 1.1. Информация и ее свойства § 1.2. Информационные процессы § 1.4. Представление информации 9 класс: § 1.2. Знаковые модели § 4.4. Создание web-сайта |
Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование |
7 класс: § 1.3. Всемирная паутина 8 класс: § 1.1. Системы счисления § 1.3. Элементы алгебры логики 9 класс: § 1.3. Графические информационные модели § 1.4. Табличные информационные модели |
Действия постановки и решения проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
7 класс: Подготовка реферата “История развития компьютерной техники” Подготовка презентации к защите реферата 8 класс: § 3.4.3. Многообразие способов записи ветвлений § 3.5.4. Различные варианты программирования циклического алгоритма 9 класс: § 2.1. Решение задач на компьютере § 2.3. Конструирование алгоритмов |
Коммуникативный блок УУД |
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
7 класс: § 1.3. Всемирная паутина Подготовка к защите реферата “История развития компьютерной техники”, выступление перед одноклассниками с сообщением по выбранной теме 9 класс: § 2.5. Алгоритмы управления § 4.3. Информационные ресурсы и сервисы Интернета |
Развитие УУД в основной школе должно осуществляться в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды (ИОС) как:
• средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;
• инструмента познания за счет формирования навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;
• средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;
• средства развития личности за счет формирования навыков культуры общения;
• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
На уроках информатики учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы в ИОС, важными компонентами которой выступают оборудование кабинета информатики и учебно-методический комплект по информатике, в том числе его электронные компоненты.