Решение логических задач - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Решение логических задач - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами;

метапредметные — навыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение способа решения логических задач с использованием таблиц истинности;

2) закрепление навыков построения и анализа таблиц истинности;

3) рассмотрение способа решения логических задач путем составления и преобразования логических выражений;

4) формирование умений преобразования логических высказываний.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• логическое высказывание;

• логическое выражение;

• логическое значение;

• логическая операция;

• таблица истинности;

• законы алгебры логики.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Элементы алгебры логики”.

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

1) информационный модуль “Решение логических задач”;

2) практический модуль “Решение логических задач”;

3) контрольный модуль “Решение логических задач”.

Свободное программное обеспечение:

• демонстрационная версия логической головоломки “Шерлок” (http://www.kaser.com).

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) визуальная проверка выполнения заданий в РТ;

2) рассмотрение домашних заданий, вызвавших затруднения.

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Элементы алгебры логики”, в процессе изложения нового материала можно выборочно пользоваться материалами информационного и практического модулей ФЦИОР “Решение логических задач”. Решаются задачи № 89, 91 в РТ.

Домашнее задание

§ 1.3 (пункт 5); задания № 90, 92 в РТ.

Дополнительное задание: работа с контрольным модулем “Решение логических задач” (ученики выборочно выполняют посильные им задания). Для повышения мотивации можно рекомендовать ученикам ознакомиться с демонстрационной версией логической головоломки “Шерлок” (http://www.kaser.com).

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 14

Д

Б

С

Показания С

Показания Д

Показания Б

¬С

Б

¬Б

С

¬Б

¬Д

0

0

1

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

Ответ: Преступление совершил Браун, оправдать нужно Смита и Джона.

№ 15

Слова Алёши: Г + 5 = 1.

Слова Бори: Ф + 3 = 1.

Слова Гриши:

Ответ: сосуд финикийский, изготовлен в V веке.

Задания в рабочей тетради

№ 89

Б

Л

К

Показания Б

Показания Л

Показания К

¬Б

Л

¬Л

¬К

¬Л

Б

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

Ответ: Преступление совершили Лиходеев и Брагин.

№ 90

В

К

С

Слова В

Слова К

Слова С

В

¬К

¬К

¬С

¬С

¬В

1

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

Ответ: Окно разбил Коля.

№ 91. Вариант 1. Решим задачу с помощью таблицы истинности.

Б

3

Р

Мнение Юрия

Мнение Виктора

Мнение Леонида

¬Б

3

Б

¬3

¬Р

Б

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

0

Вариант 2. Составим логическое выражение:

1 = (¬Б1 + З1) ∙ (Б1 + ¬З1) ∙ (¬Р1 + Б1) = ¬Б1 ∙ ¬З1 ∙ (¬Р1 + Б1) = ¬Б1 ∙ ¬З1 ¬ Б1.

Ответ: Турнир выиграла “Барселона”.

№ 92. Обозначим высказывательную форму “Юноша по имени А носит фамилию Б” как АБ, где буквы А и Б соответствуют начальным буквам имени и фамилии. Зафиксируем высказывания каждого из друзей:

• слова Дмитрия: ДМ и БХ;

• слова Антона: АМ и ВБ;

• слова Бориса: ВТ и БМ;

• слова Вадима: ВБ и ГЧ;

• слова Григория: ГЧ и АТ.

Вариант 1. Допустим сначала, что истинно ДМ. Но если истинно ДМ, то у Антона и у Бориса должны быть другие фамилии, значит, АМ и БМ ложны. Но если АМ и БМ ложны, то должны быть истинны ВБ и ВТ, но ВБ и ВТ одновременно истинными быть не могут.

Значит, остается другой случай: истинно БХ. Этот случай приводит к цепочке умозаключений:

БХ истинно → БМ ложно → ВТ истинно → АТ → ложно → ГЧ истинно → ВБ ложно → АМ истинно.

Вариант 2. Так как дизъюнкция истинного и ложного высказываний истинна, а каждый из друзей один раз сказал правду, то можно записать:

ДМ + БХ = 1; АМ + ВБ = 1; ВТ + БМ = 1; ВБ + ГЧ = 1; ГЧ + AТ = 1.

Произведение истинных слагаемых истинно:

М + БХ) ∙ (АМ + ВБ) ∙ (ВТ + БМ) ∙ (ВБ + ГЧ) ∙ (ГЧ + АТ) = 1.

Будем последовательно раскрывать скобки:

МАМ + БХАМ + ДМВБ + БХВБ) ∙ (ВТ + БМ) ∙ (ВБ + ГЧ) ∙ (ГЧ + AТ) = 1.

Сомножитель ДМАМ = 0, так как не могут быть одновременно истинными высказывания “Дима Мишин” и “Антон Мишин”.

ХАМ + ДМВБ + БХВБ) ∙ (ВТ + БМ) ∙ (ВБ + ГЧ) ∙ (ГЧ + АТ) = БХАМВТ ∙ (ВБ + ГЧ) ∙ (ГЧ + АТ) = БХАМВТГЧ ∙ (ГЧ + АТ) = БХАМВТГЧ.

Ответ: Борис — Хохлов, Вадим — Тихонов, Григорий — Чехов, Антон — Мишин, Дмитрий — Белкин.






Для любых предложений по сайту: [email protected]