Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Свойства логических операций - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами;
• метапредметные — навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел);
• личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление навыков построения таблиц истинности;
2) рассмотрение основных законов алгебры логики;
3) выявление логических законов, аналогичных законам алгебры чисел;
4) доказательство логических законов с помощью таблиц истинности.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• логическая переменная;
• логическое значение;
• логическая операция;
• конъюнкция;
• дизъюнкция;
• отрицание;
• таблица истинности;
• законы алгебры логики.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Элементы алгебры логики”.
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
1) информационный модуль “Логические законы и правила преобразования логических выражений”;
2) практический модуль “Логические законы и правила преобразования логических выражений”;
3) контрольный модуль “Логические законы и правила преобразования логических выражений”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) визуальная проверка выполнения заданий в РТ;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
Для формирования навыков решения задач с использованием таблиц истинности рекомендуется выполнить № 87 в РТ, начать выполнение заданий № 86, 88.
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Элементы алгебры логики”, в процессе изложения материала можно выборочно пользоваться материалами информационного и практического модулей ФЦИОР “Логические законы и правила преобразования логических выражений”.
Домашнее задание
§ 1.3 (пункт 4); задание № 84 в РТ, закончить № 86, 88 в РТ.
Дополнительное задание: № 85 в РТ; работа с контрольным модулем ФЦИОР “Логические законы и правила преобразования логических выражений” (ученики выборочно выполняют посильные им задания).
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 12
| 
 X  | 
 А = (Х<3)  | 
 В = (Х<2)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 2  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
| 
 3  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 4  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
№ 13
| 
 Имя  | 
 А = “Первая буква имени — гласная”  | 
 В = “Четвертая буква имени — согласная”  | 
 ¬А  | 
 ¬AvB  | 
| 
 ЕЛЕНА  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
| 
 ВАДИМ  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 АНТОН  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 ФЁДОР  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
Задания в рабочей тетради
№ 84
а)
| 
 А  | 
 В  | 
 А&В  | 
 ¬(А&В)  | 
 ¬А  | 
 ¬В  | 
 ¬Av¬B  | 
| 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
| 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
б)
| 
 А  | 
 В  | 
 AvB  | 
 ¬(AvB)  | 
 ¬А  | 
 ¬В  | 
 ¬А&¬В  | 
| 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
| 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
№ 85. А = 110002; В = 18 = 100102; С = 27 = 110112.
| 
 А  | 
 В  | 
 С  | 
 (AvB)&C  | 
| 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
110102 = 16 + 8 + 2 = 2610.
Ответ: 110102 = 2610.
№ 86
| 
 Имя  | 
 А = “Первая буква имени — гласная”  | 
 В = “Последняя буква имени — согласная”  | 
 ¬AvB  | 
 ¬Av¬B  | 
 А&¬В  | 
 ¬А&¬В  | 
| 
 ЕЛЕНА  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
| 
 ВАДИМ  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 АНТОН  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 ФЁДОР  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 МАРИЯ  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
№ 87
| 
 X  | 
 Y  | 
 А = (Х≤9)  | 
 В = (Y≥7)  | 
 А&В  | 
| 
 6  | 
 9  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 7  | 
 8  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 10  | 
 5  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 8  | 
 7  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
Ответ: X = 10, Y = 5.
№ 88
a)
| 
 X  | 
 А = (Х>2)  | 
 ¬А  | 
 В = (Х>5)  | 
 ¬А&В  | 
| 
 2  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 3  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 5  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 6  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
б)
| 
 X  | 
 А = (Х>2)  | 
 В = (Х≤4)  | 
 С = (Х<4)  | 
 ¬С  | 
 А&В  | 
 (A&B)v¬C  | 
| 
 2  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 0  | 
| 
 3  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 4  | 
 1  | 
 1  | 
 0  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 5  | 
 1  | 
 0  | 
 0  | 
 1  | 
 0  | 
 1  |