Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Свойства логических операций - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами;
• метапредметные — навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел);
• личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление навыков построения таблиц истинности;
2) рассмотрение основных законов алгебры логики;
3) выявление логических законов, аналогичных законам алгебры чисел;
4) доказательство логических законов с помощью таблиц истинности.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• логическая переменная;
• логическое значение;
• логическая операция;
• конъюнкция;
• дизъюнкция;
• отрицание;
• таблица истинности;
• законы алгебры логики.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Элементы алгебры логики”.
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
1) информационный модуль “Логические законы и правила преобразования логических выражений”;
2) практический модуль “Логические законы и правила преобразования логических выражений”;
3) контрольный модуль “Логические законы и правила преобразования логических выражений”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) визуальная проверка выполнения заданий в РТ;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
Для формирования навыков решения задач с использованием таблиц истинности рекомендуется выполнить № 87 в РТ, начать выполнение заданий № 86, 88.
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Элементы алгебры логики”, в процессе изложения материала можно выборочно пользоваться материалами информационного и практического модулей ФЦИОР “Логические законы и правила преобразования логических выражений”.
Домашнее задание
§ 1.3 (пункт 4); задание № 84 в РТ, закончить № 86, 88 в РТ.
Дополнительное задание: № 85 в РТ; работа с контрольным модулем ФЦИОР “Логические законы и правила преобразования логических выражений” (ученики выборочно выполняют посильные им задания).
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 12
X |
А = (Х<3) |
В = (Х<2) |
|||
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
4 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
№ 13
Имя |
А = “Первая буква имени — гласная” |
В = “Четвертая буква имени — согласная” |
¬А |
¬AvB |
ЕЛЕНА |
1 |
1 |
0 |
1 |
ВАДИМ |
0 |
0 |
1 |
1 |
АНТОН |
1 |
0 |
0 |
0 |
ФЁДОР |
0 |
0 |
1 |
1 |
Задания в рабочей тетради
№ 84
а)
А |
В |
А&В |
¬(А&В) |
¬А |
¬В |
¬Av¬B |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
б)
А |
В |
AvB |
¬(AvB) |
¬А |
¬В |
¬А&¬В |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
№ 85. А = 110002; В = 18 = 100102; С = 27 = 110112.
А |
В |
С |
(AvB)&C |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
110102 = 16 + 8 + 2 = 2610.
Ответ: 110102 = 2610.
№ 86
Имя |
А = “Первая буква имени — гласная” |
В = “Последняя буква имени — согласная” |
¬AvB |
¬Av¬B |
А&¬В |
¬А&¬В |
ЕЛЕНА |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
ВАДИМ |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
АНТОН |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
ФЁДОР |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
МАРИЯ |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
№ 87
X |
Y |
А = (Х≤9) |
В = (Y≥7) |
А&В |
6 |
9 |
1 |
1 |
1 |
7 |
8 |
1 |
1 |
1 |
10 |
5 |
0 |
0 |
0 |
8 |
7 |
1 |
1 |
1 |
Ответ: X = 10, Y = 5.
№ 88
a)
X |
А = (Х>2) |
¬А |
В = (Х>5) |
¬А&В |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
1 |
0 |
0 |
0 |
6 |
1 |
0 |
1 |
0 |
б)
X |
А = (Х>2) |
В = (Х≤4) |
С = (Х<4) |
¬С |
А&В |
(A&B)v¬C |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |