Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики» - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики» - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — знание основных понятий темы “Математические основы информатики”;

метапредметные — навыки анализа различных объектов; способность видеть инвариантную сущность различных объектов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение и систематизация представлений учащихся о математических основах информатики;

2) проверка знаний учащихся по теме “Математические основы информатики”.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• система счисления;

• двоичная система счисления;

• восьмеричная система счисления;

• шестнадцатеричная система счисления;

• представление целых чисел;

• представление вещественных чисел;

• высказывание;

• логическая операция;

• логическое выражение;

• таблица истинности;

• законы логики;

• электронная схема.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• интерактивный тест по теме “Математические основы информатики”.

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) визуальная проверка выполнения домашнего задания;

2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

Далее можно предложить ученикам выполнить итоговый тест к главе 1 из электронного приложения к учебнику (при этом ученикам не разрешается пользоваться учебником). Второй вариант — традиционная контрольная работа, выполняемая в письменном виде.

Контрольная работа

Вариант 1

1. Запишите в развернутом виде следующие числа:

а) А10 = 1997,25;

б) А16 = 918;

в) А8 = 145;

г) А2 = 101010.

2. Переведите в десятичную систему двоичное число 100001100.

3. Переведите в двоичную систему десятичное число 137.

4. Переведите в десятичную систему следующие числа:

а) 1518,

б) 2С.

5. Запишите число 1243,59 тремя различными способами в форме с плавающей запятой.

6. Запишите числа в естественной форме:

а) 128,3 ∙ 105;

б) 1345 ∙ 100;

в) 0,789Е-4.

7. Нормализуйте мантиссу в числах:

а) 0,004110 ∙ 102;

б) -16,7810 ∙ 10-3.

8. Приведите по одному примеру истинного и ложного высказываний.

9. Вычислите: ((1 & 0) v 1) & (1 v А).

10. Составьте таблицу истинности для следующей логической функции: F = (X & ¬Y) v (¬Х & Y).

11. Дополнительная задача

Богини Гера, Афина и Афродита пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее. Представ перед Парисом, богини высказали следующие утверждения:

Афродита: “Я самая прекрасная”.

Афина: “Афродита не самая прекрасная”.

Гера: “Я самая прекрасная”.

Афродита: “Гера не самая прекрасная”.

Афина: “Я самая прекрасная”.

Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения двух других богинь ложны. Мог ли Парис вынести решение, кто прекраснее из богинь?

Вариант 2

1. Запишите в развернутом виде следующие числа:

а) А10 = 361,105;

б) А16 = 224;

в) А8 = 521;

г) А2 = 111011.

2. Переведите в десятичную систему двоичное число 111001101.

3. Переведите в двоичную систему десятичное число 192.

4. Переведите в десятичную систему следующие числа:

а) 7018,

б) 3А16.

5. Запишите число 568,1810 тремя различными способами в форме с плавающей запятой.

6. Запишите числа в естественной форме:

а) 0,001283 ∙ 105;

б) 13,4501 ∙ 10°;

в) 0,923Е-3.

7. Нормализуйте мантиссу в числах:

а) 0,000156 ∙ 102;

б) -0,01678 ∙ 103.

8. Приведите по одному примеру истинного и ложного высказываний.

9. Вычислите: ((0 & 0) v 0) & (1 v А).

10. Составьте таблицу истинности для следующей логической функции:

F = (¬Х & ¬Y) v (X & Y).

11. Дополнительная задача

Богини Гера, Афина и Афродита пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее. Представ перед Парисом, богини высказали следующие утверждения:

Афродита: “Я самая прекрасная”.

Афина: “Афродита не самая прекрасная”.

Гера: “Я самая прекрасная”.

Афродита: “Гера не самая прекрасная”.

Афина: “Я самая прекрасная”.

Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения двух других богинь ложны. Мог ли Парис вынести решение, кто прекраснее из богинь?

Ответы к контрольной работе

Вариант 1

10.

X

Y

¬X

¬Y

X & ¬Y

¬X & Y

(X & ¬Y) v (¬X & Y)

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0

11. Дополнительная задача

Афродита

Афина

Гера

Слова Афродиты

Слова Афины

Слова Геры

Афродита

Не Гера

Не Афродита

Афина

Гера

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

Ответ: Парис мог вынести решение на основании своего предположения.

Вариант 2

10.

X

Y

¬X

¬Y

¬X & ¬Y

X & Y

(¬Х & ¬Y) v (X & Y)

0

0

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

0

1

1

11. См. вариант 1.






Для любых предложений по сайту: [email protected]