Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Программирование линейных алгоритмов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных;
• метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомить учащихся со стандартными функциями, применимыми к основным типам данных;
2) продемонстрировать работу функций div и mod;
3) рассмотреть основные возможности работы с символьными и строковыми типами данных;
4) продемонстрировать работу с данными логического типа.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• вещественный тип данных;
• целочисленный тип данных;
• символьный тип данных;
• строковый тип данных;
• логический тип данных.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Программирование линейных алгоритмов”.
Особенности изложения содержания темы урока
Класс разбивается на 4 группы. Каждая из групп самостоятельно изучает один из пунктов § 3.3, выполняет на компьютере соответствующие программы.
Затем с использованием соответствующих слайдов презентации “Программирование линейных алгоритмов” представители каждой группы излагают изученный материал всему классу.
Если ученики изучают предмет на базовом уровне и все временные ресурсы исчерпаны, то можно ограничиться работой с числовыми типами данных и беглым рассмотрением пунктов 3.3.1 и 3.3.2, оставив пункты 3.3.3 и 3.3.4 для самостоятельного изучения интересующимся учащимся. Со всеми учениками рекомендуется рассмотреть задания № 2, 3 и 6 к параграфу.
Домашнее задание
§ 3.3; вопросы и задания — по усмотрению учителя.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
Пример исходных данных |
Пример выходных данных |
1235,86 |
К уплате у = 1236 рублей |
1235,50 |
К уплате у = 1236 рублей |
1235,21 |
К уплате у = 1235 рублей |
№ 8
№ 9. Ввод произвольного двузначного натурального числа п может быть организован с клавиатуры, но мы зададим его с помощью генератора случайных чисел.
№ 10
№ 11
№ 12
№ 13
№ 14
№ 15. a) 1; 6) 1; в) 0.
№ 16
а) Исходное число можно вводить с клавиатуры, но мы воспользуемся генератором случайных чисел.
б) Проверку существования треугольника со сторонами а, b, с в этой программе мы не выполняем.
Задания в рабочей тетради
№ 177. abs (х) — вычисление модуля х; sqr (х) — возведение х в квадрат; sqrt (х) — извлечение квадратного корня из х; random (х) — получение случайного числа из промежутка [0; х).
№ 178
№ 179
[0; 15) |
random (15) |
[0; 15] |
random (16) |
[-15; 15) |
random (30) - 15 |
[10; 15) |
random (5) + 10 |