Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Программирование циклических алгоритмов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию “цикл”;
• метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомиться с правилами записи оператора while;
2) рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью оператора while;
3) получить опыт программирования циклов с заданным условием продолжения работы;
4) познакомиться с правилами записи оператора repeat;
5) рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью оператора repeat;
6) получить опыт программирования циклов с заданным условием окончания работы;
7) познакомиться с правилами записи оператора for;
8) рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью оператора for;
9) получить опыт программирования циклов с заданным числом повторений;
10) подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи можно разработать разные алгоритмы;
11) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с циклами.
Основные понятия, рассматриваемые на уроках:
• оператор while;
• оператор repeat;
• оператор for.
Средства ИКТ, используемые на уроках:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Программирование циклических алгоритмов”.
Особенности изложения содержания темы уроков
Все четыре урока — уроки-практикумы. Они обеспечены большим количеством задач в учебнике и в рабочей тетради. Выбор тех или иных задач для выполнения на уроке и дома остается за учителем.
На последнем уроке можно провести небольшую проверочную работу (на 15 мин).
Домашнее задание
§ 3.5; задания — по усмотрению учителя.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 2. Цикл выполнится 2 раза.
а |
b |
s |
а + b < 8 |
1 |
2 |
— |
да |
2 |
4 |
— |
да |
3 |
6 |
нет |
|
9 |
№ 3
Ошибка 1 f :=1, а не f :=0 |
Ошибка 2 k<=n, а не k<n |
Ошибки 3-5 Не хватает begin ... end и “;” после последнего оператора |
Полный текст программы:
№ 4. В теле цикла присваивается логическое значение переменной с; значения переменных а и b не изменяются. Поэтому если изначально а окажется меньше b, то цикл будет выполняться бесконечно. В противном случае он не выполнится ни разу.
№ 5
№ 6. Цикл выполнится 4 раза.
a |
b |
s |
b > 8 |
1 |
1 |
— |
|
2 |
2 |
— |
нет |
3 |
4 |
— |
нет |
4 |
8 |
— |
нет |
5 |
16 |
— |
да |
21 |
№ 7
№ 8
№ 9
№ 10. a) 16; б) 6; в) 3 г) 1; д) 3.
№ 11
№ 12
№ 13
№ 14
№ 15
№ 16
№ 17
Задания в рабочей тетради
№ 188. 1) 4; 2) 5; 3) 16; 4) 5; 5) 0; 6) бесконечно; 7) зацикливание; 8) 2; 9) бесконечно.
№ 189
а) |
s |
i |
i < 5 |
б) |
s |
i |
i < 5 |
в) |
s |
i |
i > 1 |
0 |
0 |
да |
0 |
0 |
да |
0 |
2 |
да |
|||
1 |
1 |
да |
1 |
да |
1 |
1 |
нет |
||||
3 |
2 |
да |
2 |
Да |
|||||||
6 |
3 |
да |
3 |
да |
|||||||
10 |
4 |
да |
4 |
да |
|||||||
15 |
5 |
нет |
5 |
5 |
нет |
№ 190
а = 23 |
Р |
s |
р > 0 |
а = 32 |
Р |
s |
р > 0 |
а = 109 |
Р |
s |
р > 0 |
23 |
0 |
да |
32 |
0 |
да |
109 |
0 |
да |
|||
2 |
3 |
да |
3 |
2 |
да |
10 |
9 |
да |
|||
0 |
5 |
нет |
0 |
5 |
нет |
1 |
10 |
да |
|||
0 |
11 |
нет |
|||||||||
№ 191
s |
k |
k < 6 |
0 |
0 |
да |
2 |
1 |
да |
4 |
2 |
да |
6 |
3 |
да |
8 |
4 |
да |
10 |
5 |
да |
12 |
6 |
нет |
№ 192
k |
t |
k > 1 |
10 |
50 |
да |
8 |
45 |
да |
6 |
40 |
да |
4 |
35 |
да |
2 |
30 |
да |
0 |
25 |
нет |
№ 193
a)
8 |
i |
i < 1 |
0 |
3 |
нет |
1 |
2 |
нет |
3 |
1 |
нет |
8 |
0 |
да |
б)
8 |
i |
i ≤ 1 |
0 |
1 |
да |
1 |
0 |
нет |
№ 194. Условие выхода из цикла х = 0.
8 |
х |
х = 0 |
0 |
1 |
нет |
1 |
5 |
нет |
6 |
-10 |
нет |
-4 |
3 |
нет |
-1 |
-8 |
нет |
-9 |
6 |
нет |
-3 |
4 |
нет |
1 |
0 |
да |
№ 195. Подсчитывается количество введенных чисел, больших 1.
k |
х |
х > 1 |
х = 0 |
0 |
1 |
нет |
нет |
1 |
5 |
да |
нет |
-10 |
нет |
нет |
|
2 |
3 |
да |
нет |
-8 |
нет |
нет |
|
3 |
6 |
да |
нет |
1 |
нет |
нет |
|
4 |
2 |
да |
нет |
-7 |
нет |
нет |
|
5 |
4 |
да |
нет |
0 |
нет |
да |
№ 196. Подсчет количества отрицательных и количества положительных чисел, вводимых с клавиатуры. Ввод данных прекращается при х = 0.
№ 197
а)
8 |
i |
i ≤ 5 |
0 |
0 |
Да |
1 |
1 |
да |
3 |
2 |
да |
6 |
3 |
да |
10 |
4 |
да |
15 |
5 |
да |
15 |
6 |
нет |
б)
s |
n |
i |
i ≤ n |
1 |
1 |
2 |
нет |
Тело цикла не выполняется ни разу.
в)
s |
n |
i |
i ≤ 3 |
1 |
1 |
1 |
да |
2 |
1 |
2 |
да |
3 |
1 |
3 |
да |
4 |
1 |
4 |
нет |
3 |
Здесь в теле цикла только 1 оператор.
г)
s |
n |
i |
i ≤ 3 |
1 |
1 |
1 |
да |
2 |
3 |
2 |
да |
2+1/3 |
5 |
3 |
да |
2+1/3+1/5 |
7 |
4 |
нет |
Здесь в теле цикла 2 оператора.
№ 198
1) #####
2) ######
3) ######
4) #
5) Тело цикла не выполнится ни разу.
6) #####
7) #
8) ####
9) Тело цикла не выполнится ни разу.
№ 199
s |
k |
k ≤ 5 |
0 |
||
2 |
1 |
да |
6 |
2 |
да |
12 |
3 |
да |
20 |
4 |
да |
30 |
5 |
да |
6 |
нет |
№ 200
k |
t |
k ≤ 5 |
1 |
||
2 |
2 |
да |
3 |
6 |
да |
4 |
24 |
Да |
5 |
120 |
да |
6 |
нет |
№ 201
а) |
m |
i |
i ≤ 6 |
б) |
m |
i |
i ≤ 7 |
0 |
— |
0 |
— |
||||
-6 |
1 |
да |
-3 |
3 |
да |
||
-12 |
2 |
да |
-5 |
4 |
да |
||
-18 |
3 |
да |
-6 |
5 |
да |
||
-24 |
4 |
да |
-6 |
6 |
да |
||
-30 |
5 |
да |
-5 |
7 |
да |
||
-36 |
6 |
да |
8 |
нет |
|||
7 |
нет |
№ 202
while |
Результат работы |
for |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
2 |
||
1 |
||
0 |
||
1 |
||
2 |
||
10 |
||
9 |
||
8 |
||
7 |
||
6 |
||
5 |
||
25 |
||
16 |
||
9 |
||
4 |
||
1 |
||
0 |