Программирование циклических алгоритмов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Программирование циклических алгоритмов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 8 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию “цикл”;

метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) познакомиться с правилами записи оператора while;

2) рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью оператора while;

3) получить опыт программирования циклов с заданным условием продолжения работы;

4) познакомиться с правилами записи оператора repeat;

5) рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью оператора repeat;

6) получить опыт программирования циклов с заданным условием окончания работы;

7) познакомиться с правилами записи оператора for;

8) рассмотреть пример программирования циклического алгоритма с помощью оператора for;

9) получить опыт программирования циклов с заданным числом повторений;

10) подвести учащихся к выводу, что для решения одной и той же задачи можно разработать разные алгоритмы;

11) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с циклами.

Основные понятия, рассматриваемые на уроках:

• оператор while;

• оператор repeat;

• оператор for.

Средства ИКТ, используемые на уроках:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Программирование циклических алгоритмов”.

Особенности изложения содержания темы уроков

Все четыре урока — уроки-практикумы. Они обеспечены большим количеством задач в учебнике и в рабочей тетради. Выбор тех или иных задач для выполнения на уроке и дома остается за учителем.

На последнем уроке можно провести небольшую проверочную работу (на 15 мин).

Домашнее задание

§ 3.5; задания — по усмотрению учителя.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 2. Цикл выполнится 2 раза.

а

b

s

а + b < 8

1

2

да

2

4

да

3

6


нет



9


№ 3

Ошибка 1

f :=1, а не f :=0

Ошибка 2

k<=n, а не k<n

Ошибки 3-5

Не хватает begin ... end и “;” после последнего оператора

Полный текст программы:

№ 4. В теле цикла присваивается логическое значение переменной с; значения переменных а и b не изменяются. Поэтому если изначально а окажется меньше b, то цикл будет выполняться бесконечно. В противном случае он не выполнится ни разу.

№ 5

№ 6. Цикл выполнится 4 раза.

a

b

s

b > 8

1

1


2

2

нет

3

4

нет

4

8

нет

5

16

да



21


№ 7

№ 8

№ 9

№ 10. a) 16; б) 6; в) 3 г) 1; д) 3.

№ 11

№ 12

№ 13

№ 14

№ 15

№ 16

№ 17

Задания в рабочей тетради

№ 188. 1) 4; 2) 5; 3) 16; 4) 5; 5) 0; 6) бесконечно; 7) зацикливание; 8) 2; 9) бесконечно.

№ 189

а)

s

i

i < 5

б)

s

i

i < 5

в)

s

i

i > 1


0

0

да


0

0

да


0

2

да


1

1

да



1

да


1

1

нет


3

2

да



2

Да






6

3

да



3

да






10

4

да



4

да






15

5

нет


5

5

нет





№ 190

а = 23

Р

s

р > 0

а = 32

Р

s

р > 0

а = 109

Р

s

р > 0


23

0

да


32

0

да


109

0

да


2

3

да


3

2

да


10

9

да


0

5

нет


0

5

нет


1

10

да










0

11

нет













№ 191

s

k

k < 6

0

0

да

2

1

да

4

2

да

6

3

да

8

4

да

10

5

да

12

6

нет




№ 192

k

t

k > 1

10

50

да

8

45

да

6

40

да

4

35

да

2

30

да

0

25

нет

№ 193

a)

8

i

i < 1

0

3

нет

1

2

нет

3

1

нет

8

0

да

б)

8

i

i ≤ 1

0

1

да

1

0

нет

№ 194. Условие выхода из цикла х = 0.

8

х

х = 0

0

1

нет

1

5

нет

6

-10

нет

-4

3

нет

-1

-8

нет

-9

6

нет

-3

4

нет

1

0

да

№ 195. Подсчитывается количество введенных чисел, больших 1.

k

х

х > 1

х = 0

0

1

нет

нет

1

5

да

нет


-10

нет

нет

2

3

да

нет


-8

нет

нет

3

6

да

нет


1

нет

нет

4

2

да

нет


-7

нет

нет

5

4

да

нет


0

нет

да

№ 196. Подсчет количества отрицательных и количества положительных чисел, вводимых с клавиатуры. Ввод данных прекращается при х = 0.

№ 197

а)

8

i

i ≤ 5

0

0

Да

1

1

да

3

2

да

6

3

да

10

4

да

15

5

да

15

6

нет

б)

s

n

i

i ≤ n

1

1

2

нет

Тело цикла не выполняется ни разу.

в)

s

n

i

i ≤ 3

1

1

1

да

2

1

2

да

3

1

3

да

4

1

4

нет


3



Здесь в теле цикла только 1 оператор.

г)

s

n

i

i ≤ 3

1

1

1

да

2

3

2

да

2+1/3

5

3

да

2+1/3+1/5

7

4

нет

Здесь в теле цикла 2 оператора.

№ 198

1) #####

2) ######

3) ######

4) #

5) Тело цикла не выполнится ни разу.

6) #####

7) #

8) ####

9) Тело цикла не выполнится ни разу.

№ 199

s

k

k ≤ 5

0



2

1

да

6

2

да

12

3

да

20

4

да

30

5

да


6

нет

№ 200

k

t

k ≤ 5


1


2

2

да

3

6

да

4

24

Да

5

120

да

6


нет

№ 201

а)

m

i

i ≤ 6

б)

m

i

i ≤ 7


0



0



-6

1

да


-3

3

да


-12

2

да


-5

4

да


-18

3

да


-6

5

да


-24

4

да


-6

6

да


-30

5

да


-5

7

да


-36

6

да



8

нет



7

нет





№ 202

while

Результат работы

for

1

2

3

4

5

2

1

0

1

2

10

9

8

7

6

5

25

16

9

4

1

0






Для любых предложений по сайту: [email protected]