Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Информация и ее свойства - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — общие представления об информации и ее свойствах;
• метапредметные — понимание общепредметной сущности понятий “информация”, “сигнал”;
• личностные — представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы; формирование на этой основе представления об информации;
2) рассмотрение подходов к классификации информации;
3) рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции ее свойств;
4) формирование навыков определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• информация;
• сигнал (непрерывный, дискретный);
• виды информации;
• свойства информации.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Информация и ее свойства”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация “Субъективный подход к определению понятия “информация”” (134931);
2) анимация “Пример отличия информации от материальных объектов” (134860);
3) демонстрация к лекции “Восприятие информации” (119295);
4) анимация “Кто как видит” (135131);
5) виртуальная лаборатория “Оптические иллюзии” (134876);
6) анимация “Классификация информации по способу ее восприятия” (134872);
7) тест по теме “Восприятие информации” — “Система тестов и заданий N4” (134948);
8) опорная схема “Свойства информации” (135118);
9) анимация “Актуальность (своевременность) информации” (134946);
10) анимация “Достоверность информации” (135076);
11) анимация “Объективность информации” (134992);
12) анимация “Полнота информации” (134891);
13) анимация “Понятность информации” (134896);
14) анимация “Ценность информации” (134963);
15) анимация “Синергетический эффект” (135116);
16) тест по теме “Свойства информации” — “Система тестов и заданий N6” (134994).
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока заслушиваются несколько сообщений, подготовленных учениками в качестве домашнего задания; повторяются правила техники безопасности.
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Информация и ее свойства”, в которую уже включены ссылки на многие из рекомендуемых ЭОР. В процессе изложения материала выполняются задания № 2, 3 и 5 в РТ.
В практической части урока ученикам можно предложить ответить на вопросы теста по теме “Свойства информации”; при наличии времени дополнительно ответить на вопросы теста по теме “Восприятие информации”.
Домашнее задание
§ 1.1, вопросы и задания № 1-8 к параграфу; № 4, 6, 7 в РТ.
Дополнительное задание*: № 9 в учебнике.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 7. а) 2; б) 1; в) 1; г) 1; д) 2.
№ 8. 1) Первоклассник, семиклассник и ученик 11 класса обладают различным багажом знаний. 2) Каждый семиклассник обладает различными способностями к восприятию одной и той же информации.
Задания в рабочей тетради
№ 2. Выполнение этого задания способствуют лучшему пониманию учащимися того факта, что единого определения понятия “информация” не существует, что в зависимости от области знания используются различные подходы к его определению. Если ученик дает ответ, отличающийся от того, что приведен нами в качестве правильного, то нужно обязательно выслушать ребенка, понять его точку зрения. Например, мы исходим из того, что сведения, содержащиеся в книге, которая прочитывается нами повторно, не являются для нас новыми, т. е. на 3-й вопрос в соответствии с определением 3 мы отвечаем “Нет”. Но, возможно, ученик из личного опыта знает, что при повторном прочтении он понимает материал полнее и глубже, обращает внимание на то, что ускользнуло от него при первом прочтении.
Вопросы |
Ответы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
2 |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
3 |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
№ 3. Непрерывный; дискретный.
№ 4
Пример |
Вид информации |
|
По способу восприятия |
По форме представления |
|
Чертеж к задаче по геометрии |
Визуальная |
Комбинированная |
Письмо к другу |
Визуальная |
Текстовая |
Картина в галерее |
Визуальная |
Графическая |
Радиопередача |
Аудиальная |
Текстовая |
Телепередача |
Визуальная и аудиальная |
Комбинированная |
Аромат сирени |
Обонятельная |
- |
Вкус лимона |
Вкусовая |
- |
Температура воздуха |
Тактильная |
- |
Желтый цвет |
Визуальная |
Графическая |
№ 7. 1) Информация; 2) файл; 3) программа; 4) меню; 5) окно; 6) сеть; 7) почта; 8) память; 9) обеспечение.
* Дополнительные задания не носят обязательного характера и выполняются учениками по желанию.