Моделирование как метод познания - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Моделирование как метод познания - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — знание основных этапов моделирования; понимание сущности этапа формализации при построении информационной модели;

метапредметные — владение информационным моделированием как важным методом познания;

личностные — понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение и систематизация представлений учащихся о моделях и моделировании;

2) рассмотрение натурных и информационных моделей как разных способов отражения в модели признаков объекта-оригинала;

3) рассмотрение этапов построения информационной модели;

4) представление подходов к классификации моделей.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• модель;

• моделирование;

• цель моделирования;

• натурная (материальная) модель;

• информационная модель;

• формализация;

• классификация информационных моделей.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Моделирование как метод познания”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

• анимированные 3D-модели строений, образующих ансамбль Московского Кремля — Арсенал, Архангельский собор, Благовещенская башня и др. (198257, 198275, 198271).

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

• информационный, практический и контрольный модули “Назначение и виды информационных моделей”.

Ресурсы сети Интернет:

• Google Планета Земля.

Особенности изложения содержания темы урока

Урок строится на основе презентации “Моделирование как метод познания” из электронного приложения к учебнику. Целесообразно организовать беседу учащихся, в ходе которой обобщить и систематизировать их представления о моделях и моделировании.

Важно обратить внимание учащихся на этапы построения информационной модели, на формализацию как важнейший этап моделирования. Кратко рассматриваются вопросы классификации информационных моделей.

В процессе изложения материала можно рассмотреть задания № 5 и 6 к § 1.1 учебника, № 20-22, 24 в РТ.

В практической части урока можно предложить ученикам познакомиться с приложением “Google Планета Земля” и найти с его помощью информацию о следующих объектах, заданных своими координатами:

Координаты

1

33°51'24.34"S 151°12'54.17"Е

2

51°29'59.60"N 0°7'27.46"W

3

37 58 16.69"N 23°43'34.10"Е

4

29°58'41"N 31°7'53"Е

5

41°53'24.65N 12°29'32.85Е

6

45°59'46.06"N 63°33'50.18"Е

7

52°22'22.76"N 4°53’33.14"E

8

48°44'32.47"N 44°32'12.93"E

9

43° 4’40.36"N 79° 4'31.48"W

10

48°51’29.54"N 2°17’39.69"E

Ученики должны будут получить информацию о следующих объектах:

1) Австралия, Sydney Opera House;

2) Великобритания, Лондон, Биг-Бен, Вестминстерское аббатство;

3) Греция, Акрополь;

4) Египет, пирамиды Хеопса;

5) Италия, Рим, Колизей;

6) Казахстан, космодром “Байконур” (одна из стартовых площадок);

7) Нидерланды, Амстердам, главная площадь, рядом с музеем восковых фигур “Мадам Тюссо”;

8) Россия, Волгоград, статуя Родины-Матери;

9) США, Ниагарский водопад;

10) Франция, Эйфелева башня.

Можно использовать методическую разработку урока “Использование сервисов Web 2.0 при изучении темы “Геоинформационные модели”” преподавателя информатики МОУ Межшкольный учебный комбинат № 1 г. Комсомольск-на-Амуре Кладницкой Татьяны Васильевны (http:/ festival.1september.ru/articles/529936/).

Второй вариант практической работы можно организовать на основе анимированных 3D-моделей строений, образующих ансамбль Московского Кремля (Арсенал, Архангельский собор, Благовещенская башня и др.), находящихся в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Домашнее задание

§ 1.1; задания № 2-4, 7-8 к параграфу; № 23, 25-27 в РТ.

Дополнительное задание: подготовить презентацию по одной из следующих тем: “Когда используют модели?”, “Для чего используют модели?”, “Этапы построения информационной модели”. Можно порекомендовать ученикам познакомиться с информационным, практическим и контрольным модулями ФЦИОР “Назначение и виды информационных моделей”.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 5. а) макет застройки жилого района; б) схема строения внутренних органов человека; в) модель полета самолета новой конструкции в аэродинамической трубе; г) фотоснимки движения воздушных масс; д) расписание движения поездов.

№ 6. а) личное дело ученика; б) антропометрические данные игрока; в) медицинская карточка питомца; г) план квартиры; д) запись о книге в базе данных; е) оглавление диска; ж) карта города.

Задания в рабочей тетради

№ 20. Приведем возможные варианты ответов,

а)

Имя объекта:

ЧЕЛОВЕК

Свойства объекта:

Пол, возраст, вес, рост, образование и т. д.

Действия объекта:

Читать, дышать, бегать, смотреть, думать и пр.

Состояние объекта:

Сон, бодрствование и пр.

Среда существования:

Семья, общество, природа и пр.

б)

Имя объекта:

КОМПЬЮТЕР

Свойства объекта:

Модель, дата выпуска, тип процессора, размер памяти и пр.

Действия объекта:

Выполнять программу, вычислять, воспроизводить и пр.

Состояние объекта:

Выключен, включен и пр.

Среда существования:

Помещение

в)

Имя объекта:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СИМВОЛОВ

Свойства объекта:

Длина последовательности, размер символов, шрифт, начертание

Действия объекта:

Вводить, редактировать, форматировать, выделять, копировать, вставлять и пр.

Состояние объекта:

Выделена, не выделена.

Среда существования:

Бумага, экран компьютера.

№ 21. Приведем возможные варианты ответов.

а)

Имя объекта:

ЧЕЛОВЕК

Модель 1:

Манекен

Модель 2:

Кукла

Модель 3:

Скелет

Модель 4:

Портрет

Модель 5:

Медицинская карта

б)

Имя объекта:

АВТОМОБИЛЬ

Модель 1:

Игрушечный автомобиль

Модель 2:

Коллекционная уменьшенная копия автомобиля

Модель 3:

Рисунок

Модель 4:

Техническое описание

№ 22. Приведем возможные варианты ответов.

а)

Модель:

ОКРУЖНОСТЬ

Объект 1:

Мяч

Объект 2:

Земля

Объект 3:

Солнце

Объект 4:

Колесо

б)

Модель:

ТОЧКА

Объект 1:

Планета

Объект 2:

Населенный пункт

Объект 3:

Автомобиль

Объект 4:

Человек

№ 23. Приведем возможные варианты ответов.

Реальный объект

Модель

Признаки, отраженные в модели

Цель моделирования

Свойства

Действия

Медведь

Плюшевый мишка

Внешний вид

Смотреть, играть

Общее представление о внешнем виде зверя; создание объекта, с помощью которого ребенок знакомится с окружающим миром

Чучело

Внешний вид

Смотреть

Полное представление о внешнем виде зверя

Автомобиль

Игрушечная машинка

Внешний вид

Смотреть, играть

Общее представление о форме автомобиля; создание объекта, с помощью которого ребенок знакомится с окружающим миром

Таблица с техническими характеристиками

Технические характеристики

Изучать,анализировать

Детальное представление о технических характеристиках автомобиля

Земной шар

Карта

Расположение объектов

Изучать,анализировать

Детальное представление о расположении объектов

Глобус

Форма, расположениеобъектов

Изучать,анализировать,представлять

Общее представление о форме Земли и расположении на ней объектов

№ 24. Моделируемый объект — автомобиль; моделируемый процесс — движение автомобиля; цель моделирования — увеличение скорости; характеристики, значимые с точки зрения цели моделирования, — форма автомобиля, сопротивление воздуха.

№ 25. а) Моделируемый процесс — смена дня и ночи; моделируемый объект — Земля; цель моделирования — объяснение природных процессов ученикам начальной школы; характеристика, значимая с точки зрения цели моделирования, — вращение Земли вокруг своей оси.

Возможная модель — рисунок.

б) Моделируемый процесс — смена времен года; моделируемый объект — Земля; цель моделирования — объяснение природных процессов ученикам начальной школы; характеристика, значимая с точки зрения цели моделирования, — траектория движения Земли вокруг Солнца.

Возможная модель — рисунок.

№ 26. Знаковые модели — формула вычисления дискриминанта квадратного уравнения, правила поведения учащихся; образная модель — Picture пищеварительной системы рыб; смешанная модель — географическая карта.

№ 27






Для любых предложений по сайту: [email protected]