Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Моделирование как метод познания - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — знание основных этапов моделирования; понимание сущности этапа формализации при построении информационной модели;
• метапредметные — владение информационным моделированием как важным методом познания;
• личностные — понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о моделях и моделировании;
2) рассмотрение натурных и информационных моделей как разных способов отражения в модели признаков объекта-оригинала;
3) рассмотрение этапов построения информационной модели;
4) представление подходов к классификации моделей.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• модель;
• моделирование;
• цель моделирования;
• натурная (материальная) модель;
• информационная модель;
• формализация;
• классификация информационных моделей.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Моделирование как метод познания”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
• анимированные 3D-модели строений, образующих ансамбль Московского Кремля — Арсенал, Архангельский собор, Благовещенская башня и др. (198257, 198275, 198271).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
• информационный, практический и контрольный модули “Назначение и виды информационных моделей”.
Ресурсы сети Интернет:
• Google Планета Земля.
Особенности изложения содержания темы урока
Урок строится на основе презентации “Моделирование как метод познания” из электронного приложения к учебнику. Целесообразно организовать беседу учащихся, в ходе которой обобщить и систематизировать их представления о моделях и моделировании.
Важно обратить внимание учащихся на этапы построения информационной модели, на формализацию как важнейший этап моделирования. Кратко рассматриваются вопросы классификации информационных моделей.
В процессе изложения материала можно рассмотреть задания № 5 и 6 к § 1.1 учебника, № 20-22, 24 в РТ.
В практической части урока можно предложить ученикам познакомиться с приложением “Google Планета Земля” и найти с его помощью информацию о следующих объектах, заданных своими координатами:
№ |
Координаты |
1 |
33°51'24.34"S 151°12'54.17"Е |
2 |
51°29'59.60"N 0°7'27.46"W |
3 |
37 58 16.69"N 23°43'34.10"Е |
4 |
29°58'41"N 31°7'53"Е |
5 |
41°53'24.65N 12°29'32.85Е |
6 |
45°59'46.06"N 63°33'50.18"Е |
7 |
52°22'22.76"N 4°53’33.14"E |
8 |
48°44'32.47"N 44°32'12.93"E |
9 |
43° 4’40.36"N 79° 4'31.48"W |
10 |
48°51’29.54"N 2°17’39.69"E |
Ученики должны будут получить информацию о следующих объектах:
1) Австралия, Sydney Opera House;
2) Великобритания, Лондон, Биг-Бен, Вестминстерское аббатство;
3) Греция, Акрополь;
4) Египет, пирамиды Хеопса;
5) Италия, Рим, Колизей;
6) Казахстан, космодром “Байконур” (одна из стартовых площадок);
7) Нидерланды, Амстердам, главная площадь, рядом с музеем восковых фигур “Мадам Тюссо”;
8) Россия, Волгоград, статуя Родины-Матери;
9) США, Ниагарский водопад;
10) Франция, Эйфелева башня.
Можно использовать методическую разработку урока “Использование сервисов Web 2.0 при изучении темы “Геоинформационные модели”” преподавателя информатики МОУ Межшкольный учебный комбинат № 1 г. Комсомольск-на-Амуре Кладницкой Татьяны Васильевны (http:/ festival.1september.ru/articles/529936/).
Второй вариант практической работы можно организовать на основе анимированных 3D-моделей строений, образующих ансамбль Московского Кремля (Арсенал, Архангельский собор, Благовещенская башня и др.), находящихся в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Домашнее задание
§ 1.1; задания № 2-4, 7-8 к параграфу; № 23, 25-27 в РТ.
Дополнительное задание: подготовить презентацию по одной из следующих тем: “Когда используют модели?”, “Для чего используют модели?”, “Этапы построения информационной модели”. Можно порекомендовать ученикам познакомиться с информационным, практическим и контрольным модулями ФЦИОР “Назначение и виды информационных моделей”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 5. а) макет застройки жилого района; б) схема строения внутренних органов человека; в) модель полета самолета новой конструкции в аэродинамической трубе; г) фотоснимки движения воздушных масс; д) расписание движения поездов.
№ 6. а) личное дело ученика; б) антропометрические данные игрока; в) медицинская карточка питомца; г) план квартиры; д) запись о книге в базе данных; е) оглавление диска; ж) карта города.
Задания в рабочей тетради
№ 20. Приведем возможные варианты ответов,
а)
Имя объекта: |
ЧЕЛОВЕК |
Свойства объекта: |
Пол, возраст, вес, рост, образование и т. д. |
Действия объекта: |
Читать, дышать, бегать, смотреть, думать и пр. |
Состояние объекта: |
Сон, бодрствование и пр. |
Среда существования: |
Семья, общество, природа и пр. |
б)
Имя объекта: |
КОМПЬЮТЕР |
Свойства объекта: |
Модель, дата выпуска, тип процессора, размер памяти и пр. |
Действия объекта: |
Выполнять программу, вычислять, воспроизводить и пр. |
Состояние объекта: |
Выключен, включен и пр. |
Среда существования: |
Помещение |
в)
Имя объекта: |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СИМВОЛОВ |
Свойства объекта: |
Длина последовательности, размер символов, шрифт, начертание |
Действия объекта: |
Вводить, редактировать, форматировать, выделять, копировать, вставлять и пр. |
Состояние объекта: |
Выделена, не выделена. |
Среда существования: |
Бумага, экран компьютера. |
№ 21. Приведем возможные варианты ответов.
а)
Имя объекта: |
ЧЕЛОВЕК |
Модель 1: |
Манекен |
Модель 2: |
Кукла |
Модель 3: |
Скелет |
Модель 4: |
Портрет |
Модель 5: |
Медицинская карта |
б)
Имя объекта: |
АВТОМОБИЛЬ |
Модель 1: |
Игрушечный автомобиль |
Модель 2: |
Коллекционная уменьшенная копия автомобиля |
Модель 3: |
Рисунок |
Модель 4: |
Техническое описание |
№ 22. Приведем возможные варианты ответов.
а)
Модель: |
ОКРУЖНОСТЬ |
Объект 1: |
Мяч |
Объект 2: |
Земля |
Объект 3: |
Солнце |
Объект 4: |
Колесо |
б)
Модель: |
ТОЧКА |
Объект 1: |
Планета |
Объект 2: |
Населенный пункт |
Объект 3: |
Автомобиль |
Объект 4: |
Человек |
№ 23. Приведем возможные варианты ответов.
Реальный объект |
Модель |
Признаки, отраженные в модели |
Цель моделирования |
|
Свойства |
Действия |
|||
Медведь |
Плюшевый мишка |
Внешний вид |
Смотреть, играть |
Общее представление о внешнем виде зверя; создание объекта, с помощью которого ребенок знакомится с окружающим миром |
Чучело |
Внешний вид |
Смотреть |
Полное представление о внешнем виде зверя |
|
Автомобиль |
Игрушечная машинка |
Внешний вид |
Смотреть, играть |
Общее представление о форме автомобиля; создание объекта, с помощью которого ребенок знакомится с окружающим миром |
Таблица с техническими характеристиками |
Технические характеристики |
Изучать,анализировать |
Детальное представление о технических характеристиках автомобиля |
|
Земной шар |
Карта |
Расположение объектов |
Изучать,анализировать |
Детальное представление о расположении объектов |
Глобус |
Форма, расположениеобъектов |
Изучать,анализировать,представлять |
Общее представление о форме Земли и расположении на ней объектов |
№ 24. Моделируемый объект — автомобиль; моделируемый процесс — движение автомобиля; цель моделирования — увеличение скорости; характеристики, значимые с точки зрения цели моделирования, — форма автомобиля, сопротивление воздуха.
№ 25. а) Моделируемый процесс — смена дня и ночи; моделируемый объект — Земля; цель моделирования — объяснение природных процессов ученикам начальной школы; характеристика, значимая с точки зрения цели моделирования, — вращение Земли вокруг своей оси.
Возможная модель — рисунок.
б) Моделируемый процесс — смена времен года; моделируемый объект — Земля; цель моделирования — объяснение природных процессов ученикам начальной школы; характеристика, значимая с точки зрения цели моделирования, — траектория движения Земли вокруг Солнца.
Возможная модель — рисунок.
№ 26. Знаковые модели — формула вычисления дискриминанта квадратного уравнения, правила поведения учащихся; образная модель — Picture пищеварительной системы рыб; смешанная модель — географическая карта.
№ 27