Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Знаковые модели - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей;
• метапредметные — владение информационным моделированием как важным методом познания;
• личностные — представление о сферах применения информационного моделирования.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о знаковых информационных моделях;
2) рассмотрение примеров словесных, математических и компьютерных моделей.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• словесная модель;
• математическая модель;
• компьютерная модель.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Знаковые модели”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) демонстрация к лекции “Демонстрационная математическая модель” (119324);
2) демонстрация к лекции “Демонстрационная имитационная модель” (119425);
3) интерактивное задание “Изучение закона сохранения импульса” (133528);
4) игра “Равноплечий рычаг” (189509).
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
• информационный, практический и контрольный модули “Назначение и виды информационных моделей”.
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) проверка изученного материала по заданиям № 2-4, 7, 8 к § 1.1;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы;
4) демонстрация нескольких ученических презентаций (при их наличии);
5) выполнение во фронтальном режиме заданий практического и/или контрольного модулей ФЦИОР “Назначение и виды информационных моделей”.
Урок строится на основе презентации “Знаковые модели” из электронного приложения к учебнику. Целесообразно организовать беседу учащихся, в ходе которой обобщить и систематизировать их представления о знаковых моделях.
В процессе рассмотрения материала урока следует выполнить задания № 4-6 к § 1.2.
В практической части урока рекомендуется организовать работу с несколькими из следующих ЭОР: демонстрация к лекции “Демонстрационная математическая модель”, демонстрация к лекции “Демонстрационная имитационная модель”, интерактивное задание “Изучение закона сохранения импульса”, игра “Равноплечий рычаг”.
Домашнее задание
§ 1.2; задания № 1-3, 7 к параграфу; № 28-30 в РТ. Д
ополнительное задание: подготовить презентацию по одной из следующих тем — “Разнообразие моделей, изучаемых в школе” (с использованием № 28 в РТ), “Примеры использования компьютерных моделей” (по № 8 в учебнике).
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 3. См. комментарии к № 29 в РТ.
№ 4. Пусть х — собственная скорость теплохода. Тогда на основании условия задачи можем записать:
Ответ: х = 32,5 км/ч.
№ 5. См. комментарии к № 32 в РТ.
№ 6. См. комментарии к № 31 в РТ.
№ 7. 1 000 000 (вычислителей) ∙ 365 (дней в году) ∙ 8 (рабочих часов в сутках) ∙ 60 (минут в 1 часе) ∙ 60 (секунд в 1 минуте) ≈ 1013 (операций).
Задания в рабочей тетради
№ 29
Басня “Волк и Ягненок”. Волк — грубый, наглый, злой, бессовестный, пользующийся своим положением сильного; Ягненок — слабый и беззащитный; отношения между сильным наглецом и слабым.
№ 30. а) Пусть х — скорость лодки. Тогда на основании условия задачи можем записать:
Ответ: х = 16 км/ч.
б) Пусть х — скорость течения. Тогда на основании условия задачи можем записать:
Ответ: х = 2 км/ч.
№ 31
Логическая модель задачи имеет вид: (К1 + У3) ∙ (У5 + Г4) ∙ (Г4 + К1) ∙ (Р1 + И2) ∙ (И5 + Г1) = 1.
Раскрыв скобки и отбросив ложные высказывания, получим: У3 ∙ Г4 ∙ Р1 ∙ И5 = 1.
Ответ: российский спортсмен занял первое место, китайский — второе, украинский — третье, спортсмен из Германии — четвертое, из Италии — пятое.
№ 32
№ 33. Зависимость координаты тела от времени при свободном падении тела (математическая модель свободного падения тела) имеет вид:
Здесь:
у — расстояние от тела до земли;
Н — высота, с которой падает тело;
g — ускорение свободного падения (9,8 м/с2);
t — время падения тела.
Пусть h — путь, пройденный телом за время t. Соответствующая формула имеет вид:
Время, с |
Пройденный телом путь, м |
1 |
4,9 |
2 |
19,6 |
3 |
44,1 |
4 |
78,4 |
5 |
122,5 |
6 |
176,4 |
7 |
240,1 |
8 |
313,6 |
9 |
396,9 |
10 |
490 |
1) На 5-й секунде.
2) С высоты 240 м.
3) С промежутком в 1 с. В этом случае спустя 2 с после начала падения второй капли расстояние между каплями будет около 25 м.