Знаковые модели - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Знаковые модели - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей;

метапредметные — владение информационным моделированием как важным методом познания;

личностные — представление о сферах применения информационного моделирования.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение и систематизация представлений учащихся о знаковых информационных моделях;

2) рассмотрение примеров словесных, математических и компьютерных моделей.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• словесная модель;

• математическая модель;

• компьютерная модель.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Знаковые модели”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) демонстрация к лекции “Демонстрационная математическая модель” (119324);

2) демонстрация к лекции “Демонстрационная имитационная модель” (119425);

3) интерактивное задание “Изучение закона сохранения импульса” (133528);

4) игра “Равноплечий рычаг” (189509).

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

• информационный, практический и контрольный модули “Назначение и виды информационных моделей”.

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) проверка изученного материала по заданиям № 2-4, 7, 8 к § 1.1;

2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;

3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы;

4) демонстрация нескольких ученических презентаций (при их наличии);

5) выполнение во фронтальном режиме заданий практического и/или контрольного модулей ФЦИОР “Назначение и виды информационных моделей”.

Урок строится на основе презентации “Знаковые модели” из электронного приложения к учебнику. Целесообразно организовать беседу учащихся, в ходе которой обобщить и систематизировать их представления о знаковых моделях.

В процессе рассмотрения материала урока следует выполнить задания № 4-6 к § 1.2.

В практической части урока рекомендуется организовать работу с несколькими из следующих ЭОР: демонстрация к лекции “Демонстрационная математическая модель”, демонстрация к лекции “Демонстрационная имитационная модель”, интерактивное задание “Изучение закона сохранения импульса”, игра “Равноплечий рычаг”.

Домашнее задание

§ 1.2; задания № 1-3, 7 к параграфу; № 28-30 в РТ. Д

ополнительное задание: подготовить презентацию по одной из следующих тем — “Разнообразие моделей, изучаемых в школе” (с использованием № 28 в РТ), “Примеры использования компьютерных моделей” (по № 8 в учебнике).

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 3. См. комментарии к № 29 в РТ.

№ 4. Пусть х — собственная скорость теплохода. Тогда на основании условия задачи можем записать:

Ответ: х = 32,5 км/ч.

№ 5. См. комментарии к № 32 в РТ.

№ 6. См. комментарии к № 31 в РТ.

№ 7. 1 000 000 (вычислителей) ∙ 365 (дней в году) ∙ 8 (рабочих часов в сутках) ∙ 60 (минут в 1 часе) ∙ 60 (секунд в 1 минуте) ≈ 1013 (операций).

Задания в рабочей тетради

№ 29

Басня “Волк и Ягненок”. Волк — грубый, наглый, злой, бессовестный, пользующийся своим положением сильного; Ягненок — слабый и беззащитный; отношения между сильным наглецом и слабым.

№ 30. а) Пусть х — скорость лодки. Тогда на основании условия задачи можем записать:

Ответ: х = 16 км/ч.

б) Пусть х — скорость течения. Тогда на основании условия задачи можем записать:

Ответ: х = 2 км/ч.

№ 31

Логическая модель задачи имеет вид: (К1 + У3) ∙ (У5 + Г4) ∙ (Г4 + К1) ∙ (Р1 + И2) ∙ (И5 + Г1) = 1.

Раскрыв скобки и отбросив ложные высказывания, получим: У3 ∙ Г4 ∙ Р1 ∙ И5 = 1.

Ответ: российский спортсмен занял первое место, китайский — второе, украинский — третье, спортсмен из Германии — четвертое, из Италии — пятое.

№ 32

№ 33. Зависимость координаты тела от времени при свободном падении тела (математическая модель свободного падения тела) имеет вид:

Здесь:

у — расстояние от тела до земли;

Н — высота, с которой падает тело;

g — ускорение свободного падения (9,8 м/с2);

t — время падения тела.

Пусть h — путь, пройденный телом за время t. Соответствующая формула имеет вид:

Время, с

Пройденный телом путь, м

1

4,9

2

19,6

3

44,1

4

78,4

5

122,5

6

176,4

7

240,1

8

313,6

9

396,9

10

490

1) На 5-й секунде.

2) С высоты 240 м.

3) С промежутком в 1 с. В этом случае спустя 2 с после начала падения второй капли расстояние между каплями будет около 25 м.






Для любых предложений по сайту: [email protected]