Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Табличные информационные модели - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей;
• метапредметные — владение информационным моделированием как важным методом познания;
• личностные — представление о сферах применения информационного моделирования.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о табличных информационных моделях;
2) рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• таблица;
• таблица “объект — свойство”;
• таблица “объект — объект”.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Табличные информационные модели”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) кроссворд по теме: “Информационное моделирование” (119349);
2) тренировочный тест к главе 2 “Информационное моделирование” (119338).
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока осуществляется:
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
Урок строится на основе презентации “Табличные информационные модели” из электронного приложения к учебнику. Целесообразно организовать беседу учащихся, в ходе которой обобщить и систематизировать их представления о разнообразных графических моделях.
Необходимо уделить внимание связи, существующей между табличными и графическими моделями. В классе рекомендуется рассмотреть № 48-50, 52 из РТ.
Что касается табличного способа решения логических задач, то этот материал уже знаком ученикам; соответствующие задачи могут быть предложены им для самостоятельного решения.
Домашнее задание
§ 1.4; вопросы и задания № 1-5 к параграфу; № 47, 51, 53 в РТ.
Дополнительное задание: № 54 в РТ; работа с тренировочным тестом к главе 2 “Информационное моделирование”.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 6. Рассмотрим все варианты ходов первого игрока. Различных вариантов у него оказывается 3, так как 1 ∙ 3 = 3 и 1 + 2 = 3. Поэтому во 2-м столбце заполним только 3 ячейки.
Пусть после хода 1-го игрока в кучах оказалось 3 и 2 камня. Рассмотрим все варианты ходов 2-го игрока. Из таблицы видно, что только один из его ходов не позволит выиграть первому игроку своим вторым ходом. Это ситуация, когда в кучах окажется по 3 и 4 камня. Вернемся к ее рассмотрению чуть позже.
Первый игрок не должен сделать ход, приводящий к ситуации, когда в кучах окажется 1 и 6 камней, так как в этом случае второй игрок получает возможность выиграть, утроив число камней во второй куче.
Если после хода 1-го игрока в кучах оказалось 1 и 4 камня, то второй игрок не сможет добиться выигрыша своим первым ходом. Но два его хода, в результате которых в кучах окажется по 3 и 4 камня, не позволят выиграть первому игроку своим вторым ходом. Рассмотрим эту ситуацию подробно.
Представим все варианты второго хода первого игрока, если в результате хода второго игрока в кучах оказалось 3 и 4 камня. Ни один из ходов первого игрока не может привести к победе, но такая возможность появляется у второго игрока.
Исходное положение |
1-й игрок — 1-й ход |
2-й игрок — 1-й ход |
1-й игрок — 2-й ход |
2-й игрок — 2-й ход |
1, 2, 3 |
3, 2, 5 |
9, 2, 11 |
27, 2, 29 ✓ |
|
3, 6, 9 |
3, 18, 20 ✓ |
|||
5, 2, 7 |
15, 2, 17 ✓ |
|||
3, 4, 7 |
||||
1, 6, 7 |
3, 6, 9 |
|||
1, 18, 19 ✓ |
||||
3, 6, 9 |
||||
1, 8, 9 |
||||
1, 4, 5 |
3, 4, 7 |
|||
1, 12, 13 |
1, 36, 37 ✓ |
|||
1, 6, 7 |
1, 18, 19 ✓ |
|||
3, 4, 7 |
9, 4, 13 |
9, 12, 21 ✓ |
||
3, 12, 15 |
9, 12, 21 ✓ |
|||
5, 4, 9 |
5, 12, 17 ✓ |
|||
3, 6, 12 |
3, 18, 21 ✓ |
Ответ: При безошибочной игре соперников побеждает второй игрок. У него есть шанс выиграть первым ходом. Иначе его первый ход должен быть таким, чтобы в кучах оказалось 3 и 4 камня.
№ 7. Для большей наглядности можно порекомендовать перейти от таблиц к графам:
Ответ: Третья компания.
№ 8. Михаил Зимин, Эдуард Симаков, Николай Копылов, Валерий Блинов, Игорь Чигрин.
№ 9. Антон и Екатерина проживают в Норильске, Григорий и Мария — в Москве, Давид и Светлана — в Ростове, Борис и Ольга — в Пятигорске.
Задания в рабочей тетради
№ 47. См. комментарии к № 6 в учебнике.
№ 49
№ 50
Ответ: 40.
№ 51. См. комментарии к № 7 в учебнике.
№ 52
“Милан” Италия |
“Реал” Испания |
“Зенит” Россия |
“Челси” Англия |
|
Антонио (Италия) |
- |
- |
- |
+ |
Родриго (Испания) |
- |
- |
+ |
- |
Николай (Россия) |
+ |
- |
- |
- |
Марк (Англия) |
- |
+ |
- |
- |
№ 53. См. комментарии к № 8 в учебнике.
№ 54. См. комментарии к № 9 в учебнике.