Табличные информационные модели - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Табличные информационные модели - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей;

метапредметные — владение информационным моделированием как важным методом познания;

личностные — представление о сферах применения информационного моделирования.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение и систематизация представлений учащихся о табличных информационных моделях;

2) рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• таблица;

• таблица “объект — свойство”;

• таблица “объект — объект”.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Табличные информационные модели”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) кроссворд по теме: “Информационное моделирование” (119349);

2) тренировочный тест к главе 2 “Информационное моделирование” (119338).

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;

2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.

Урок строится на основе презентации “Табличные информационные модели” из электронного приложения к учебнику. Целесообразно организовать беседу учащихся, в ходе которой обобщить и систематизировать их представления о разнообразных графических моделях.

Необходимо уделить внимание связи, существующей между табличными и графическими моделями. В классе рекомендуется рассмотреть № 48-50, 52 из РТ.

Что касается табличного способа решения логических задач, то этот материал уже знаком ученикам; соответствующие задачи могут быть предложены им для самостоятельного решения.

Домашнее задание

§ 1.4; вопросы и задания № 1-5 к параграфу; № 47, 51, 53 в РТ.

Дополнительное задание: № 54 в РТ; работа с тренировочным тестом к главе 2 “Информационное моделирование”.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 6. Рассмотрим все варианты ходов первого игрока. Различных вариантов у него оказывается 3, так как 1 ∙ 3 = 3 и 1 + 2 = 3. Поэтому во 2-м столбце заполним только 3 ячейки.

Пусть после хода 1-го игрока в кучах оказалось 3 и 2 камня. Рассмотрим все варианты ходов 2-го игрока. Из таблицы видно, что только один из его ходов не позволит выиграть первому игроку своим вторым ходом. Это ситуация, когда в кучах окажется по 3 и 4 камня. Вернемся к ее рассмотрению чуть позже.

Первый игрок не должен сделать ход, приводящий к ситуации, когда в кучах окажется 1 и 6 камней, так как в этом случае второй игрок получает возможность выиграть, утроив число камней во второй куче.

Если после хода 1-го игрока в кучах оказалось 1 и 4 камня, то второй игрок не сможет добиться выигрыша своим первым ходом. Но два его хода, в результате которых в кучах окажется по 3 и 4 камня, не позволят выиграть первому игроку своим вторым ходом. Рассмотрим эту ситуацию подробно.

Представим все варианты второго хода первого игрока, если в результате хода второго игрока в кучах оказалось 3 и 4 камня. Ни один из ходов первого игрока не может привести к победе, но такая возможность появляется у второго игрока.

Исходное положение

1-й игрок — 1-й ход

2-й игрок — 1-й ход

1-й игрок — 2-й ход

2-й игрок — 2-й ход

1, 2, 3

3, 2, 5

9, 2, 11

27, 2, 29 ✓




3, 6, 9

3, 18, 20 ✓




5, 2, 7

15, 2, 17 ✓




3, 4, 7




1, 6, 7

3, 6, 9





1, 18, 19 ✓





3, 6, 9





1, 8, 9




1, 4, 5

3, 4, 7





1, 12, 13

1, 36, 37 ✓




1, 6, 7

1, 18, 19 ✓




3, 4, 7

9, 4, 13

9, 12, 21 ✓




3, 12, 15

9, 12, 21 ✓




5, 4, 9

5, 12, 17 ✓




3, 6, 12

3, 18, 21 ✓

Ответ: При безошибочной игре соперников побеждает второй игрок. У него есть шанс выиграть первым ходом. Иначе его первый ход должен быть таким, чтобы в кучах оказалось 3 и 4 камня.

№ 7. Для большей наглядности можно порекомендовать перейти от таблиц к графам:

Ответ: Третья компания.

№ 8. Михаил Зимин, Эдуард Симаков, Николай Копылов, Валерий Блинов, Игорь Чигрин.

№ 9. Антон и Екатерина проживают в Норильске, Григорий и Мария — в Москве, Давид и Светлана — в Ростове, Борис и Ольга — в Пятигорске.

Задания в рабочей тетради

№ 47. См. комментарии к № 6 в учебнике.

№ 49

№ 50

Ответ: 40.

№ 51. См. комментарии к № 7 в учебнике.

№ 52


“Милан”

Италия

“Реал”

Испания

“Зенит”

Россия

“Челси”

Англия

Антонио (Италия)

-

-

-

+

Родриго (Испания)

-

-

+

-

Николай (Россия)

+

-

-

-

Марк (Англия)

-

+

-

-

№ 53. См. комментарии к № 8 в учебнике.

№ 54. См. комментарии к № 9 в учебнике.






Для любых предложений по сайту: [email protected]