Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Программирование одномерных массивов целых чисел - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представления о понятиях “одномерный массив”, “значение элемента массива”, “индекс элемента массива”; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование значений всех элементов массива; суммирование значений элементов массива с определенными индексами; суммирование значений элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);
• метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
1) напомнить сущность понятий “массив”, “одномерный массив”;
2) рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в среде программирования Паскаль;
3) рассмотреть несколько способов заполнения массивов;
4) рассмотреть возможности вывода массивов;
5) рассмотреть примеры и получить опыт решения типовых задач по обработке массивов (суммирование, поиск, наибольшего/наименьшего значения, подсчет количества элементов с некоторым свойством);
6) познакомиться с сущностью процесса сортировки массива.
7) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроках:
• массив;
• описание массива;
• заполнение массива;
• вывод массива;
• обработка массива;
• последовательный поиск;
• сортировка.
Средства ИКТ, используемые на уроках:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Одномерные массивы целых чисел”.
Особенности изложения содержания темы уроков
Все четыре урока — уроки-практикумы. Они обеспечены большим количеством задач в учебнике и в рабочей тетради. Выбор тех или иных задач для выполнения на уроке и дома остается за учителем.
На последнем уроке можно провести небольшую проверочную работу (на 15 мин). Работа может быть построена на основании задач № 8, 9, 10 к § 2.2. Задание 10 имеет повышенный уровень сложности.
Задание № 11 к § 2.2 имеет высокий уровень сложности. Оно может быть предложено для выполнения дома наиболее сильным ученикам.
Домашнее задание
§ 2.2; задания — по усмотрению учителя.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в тексте параграфа
1. Задание в конце пункта 2.2.5 (с. 71). Суммируются значения элементов массива, больше 50, но меньше 60. Полный текст программы:
2. Задание в конце пункта 2.2.6 (с. 73) — фрагмент программы сортировки массива. Полный текст программы:
Задания в учебнике (после параграфа)
№ 2. Нет.
№ 4
а) массив а, состоящих из 10 элементов, значениями которых являются случайные целые числа, принадлежащие отрезку [—50; 50];
б) массив а, состоящих из 20 элементов, значениями которых являются целые числа, совпадающие с индексами элементов;
в) массив а, состоящих из 5 целочисленных элементов, значения которых вычисляются по заданной формуле.
№ 5
№ 6
№ 7. Задача решается в 2 шага: 1) определяется наибольшее значение элементов массива; 2) подсчитывается количество элементов массива, равных максимальному.
№ 8
№ 9
№ 10
№ 11. Площадь приведена в тыс. км2, численность населения — в тыс. чел.
Задания в рабочей тетради
№ 68
№ 69
№ 70
№ 71
а)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
a[i] |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
б)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
a[i] |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
в)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
a[i] |
-3 |
0 |
5 |
12 |
21 |
32 |
45 |
г)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
a[i] |
3 |
4 |
-1 |
5 |
0 |
10 |
-12 |
д)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
a[i] |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
№ 72
a)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
a[i] |
2 |
-1 |
0 |
8 |
-5 |
10 |
4 |
-3 |
b[i] |
7 |
4 |
5 |
13 |
0 |
15 |
9 |
2 |
б)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
a[i] |
2 |
-1 |
0 |
8 |
-5 |
10 |
4 |
-3 |
b[i] |
4 |
-2 |
0 |
16 |
-10 |
20 |
8 |
-6 |
№ 73
а[1] = 1 ∙ 1 - 5 = -4,
а[6] = 6 ∙ 6 - 5 = 31,
а[1] + а[6] = -4 + 31 = 27.
№ 74. а[1] = 4, а[4] = 7.
№ 75
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
a[i] |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
(а[3] + а[4])/2 - (2 + 2)/2 = 2.
№ 76. Сформированный массив:
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
a[i] |
1 |
4 |
9 |
16 |
25 |
36 |
49 |
64 |
81 |
100 |
Обработанный массив:
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
a[i] |
100 |
1 |
4 |
9 |
16 |
25 |
36 |
49 |
64 |
81 |
а[7] = 36.
№ 77. Сформированный массив:
i |
l |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
a[i] |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Обработанный массив:
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
a[i] |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Ответ: среднее арифметическое равно 10.
№ 78
а)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
a[i] |
1 |
7 |
3 |
6 |
0 |
10 |
s |
i |
sr |
0 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
8 |
2 |
- |
11 |
3 |
- |
17 |
4 |
- |
17 |
5 |
- |
27 |
6 |
- |
4,5 |
Ответ: 4,5 — среднее значение элементов массива а.
б)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
a[i] |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
k |
i |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
4 |
7 |
Ответ: 4 — количество элементов массива, значения которых больше 10.
в)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
a[i] |
-1 |
7 |
-3 |
-6 |
0 |
1 |
2 |
i |
m |
n |
k |
- |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
||
2 |
1 |
||
3 |
2 |
||
4 |
3 |
||
5 |
1 |
||
6 |
2 |
Ответ: m = 2 — количество положительных чисел среди первых шести элементов массива; n = 3 — количество отрицательных чисел среди первых шести элементов массива; k = 1 — количество нулей среди первых шести элементов массива.
г)
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
a[i] |
1 |
-7 |
3 |
6 |
0 |
-10 |
i |
d |
m |
- |
1 |
1 |
2 |
||
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
6 |
5 |
||
6 |
Ответ: d = 4 — номер элемента массива, имеющего наибольшее значение (первого наибольшего, если таких элементов несколько).
№ 79
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
a[i] |
-5 |
3 |
1 |
-4 |
-3 |
2 |
5 |
-1 |
-7 |
4 |
i |
y |
z |
a[i] > 0 |
0 |
0 |
||
1 |
-5 |
нет |
|
2 |
3 |
да |
|
3 |
4 |
да |
|
4 |
-9 |
нет |
|
5 |
-12 |
нет |
|
6 |
6 |
да |
|
7 |
11 |
да |
|
8 |
-13 |
нет |
|
9 |
-20 |
нет |
|
10 |
15 |
да |
у — сумма отрицательных элементов массива;
z — сумма положительных элементов массива.
№ 80
Введем обозначения:
— имя массива
— индекс элемента массива
— элемент массива
— произведение элементов массива, кратных 5
Оператор присваивания значения i-му элементу массива:
Условие кратности 5 i-го элемента массива:
Заголовок программы |
||
Раздел описания переменных |
||
Программный блок |
Блок ввода данных |
|
Блок вывода данных |
||
Блок обработки данных |
||
Блок вывода результата |
||
№ 81. Количество нулевых элементов массива; сумма всех элементов массива с четными номерами; номер (индекс) минимального элемента массива; количество всех элементов массива, значения которых кратны 5; наибольший элемент массива; произведение ненулевых элементов массива.
№ 82. Ответ: 3 — количество дней с температурой выше 14 градусов.
№ 83