Программирование одномерных массивов целых чисел - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Программирование одномерных массивов целых чисел - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представления о понятиях “одномерный массив”, “значение элемента массива”, “индекс элемента массива”; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование значений всех элементов массива; суммирование значений элементов массива с определенными индексами; суммирование значений элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) напомнить сущность понятий “массив”, “одномерный массив”;

2) рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в среде программирования Паскаль;

3) рассмотреть несколько способов заполнения массивов;

4) рассмотреть возможности вывода массивов;

5) рассмотреть примеры и получить опыт решения типовых задач по обработке массивов (суммирование, поиск, наибольшего/наименьшего значения, подсчет количества элементов с некоторым свойством);

6) познакомиться с сущностью процесса сортировки массива.

7) сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроках:

• массив;

• описание массива;

• заполнение массива;

• вывод массива;

• обработка массива;

• последовательный поиск;

• сортировка.

Средства ИКТ, используемые на уроках:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Одномерные массивы целых чисел”.

Особенности изложения содержания темы уроков

Все четыре урока — уроки-практикумы. Они обеспечены большим количеством задач в учебнике и в рабочей тетради. Выбор тех или иных задач для выполнения на уроке и дома остается за учителем.

На последнем уроке можно провести небольшую проверочную работу (на 15 мин). Работа может быть построена на основании задач № 8, 9, 10 к § 2.2. Задание 10 имеет повышенный уровень сложности.

Задание № 11 к § 2.2 имеет высокий уровень сложности. Оно может быть предложено для выполнения дома наиболее сильным ученикам.

Домашнее задание

§ 2.2; задания — по усмотрению учителя.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в тексте параграфа

1. Задание в конце пункта 2.2.5 (с. 71). Суммируются значения элементов массива, больше 50, но меньше 60. Полный текст программы:

2. Задание в конце пункта 2.2.6 (с. 73) — фрагмент программы сортировки массива. Полный текст программы:

Задания в учебнике (после параграфа)

№ 2. Нет.

№ 4

а) массив а, состоящих из 10 элементов, значениями которых являются случайные целые числа, принадлежащие отрезку [—50; 50];

б) массив а, состоящих из 20 элементов, значениями которых являются целые числа, совпадающие с индексами элементов;

в) массив а, состоящих из 5 целочисленных элементов, значения которых вычисляются по заданной формуле.

№ 5

№ 6

№ 7. Задача решается в 2 шага: 1) определяется наибольшее значение элементов массива; 2) подсчитывается количество элементов массива, равных максимальному.

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11. Площадь приведена в тыс. км2, численность населения — в тыс. чел.

Задания в рабочей тетради

№ 68

№ 69

№ 70

№ 71

а)

i

1

2

3

4

5

6

7

a[i]

1

1

1

1

1

1

1

б)

i

1

2

3

4

5

6

7

a[i]

1

2

3

4

5

6

7

в)

i

1

2

3

4

5

6

7

a[i]

-3

0

5

12

21

32

45

г)

i

1

2

3

4

5

6

7

a[i]

3

4

-1

5

0

10

-12

д)

i

1

2

3

4

5

6

7

a[i]

0

1

0

2

0

3

0

№ 72

a)

i

1

2

3

4

5

6

7

8

a[i]

2

-1

0

8

-5

10

4

-3

b[i]

7

4

5

13

0

15

9

2

б)

i

1

2

3

4

5

6

7

8

a[i]

2

-1

0

8

-5

10

4

-3

b[i]

4

-2

0

16

-10

20

8

-6

№ 73

а[1] = 1 ∙ 1 - 5 = -4,

а[6] = 6 ∙ 6 - 5 = 31,

а[1] + а[6] = -4 + 31 = 27.

№ 74. а[1] = 4, а[4] = 7.

№ 75

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a[i]

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

(а[3] + а[4])/2 - (2 + 2)/2 = 2.

№ 76. Сформированный массив:

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a[i]

1

4

9

16

25

36

49

64

81

100

Обработанный массив:

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a[i]

100

1

4

9

16

25

36

49

64

81

а[7] = 36.

№ 77. Сформированный массив:

i

l

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a[i]

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Обработанный массив:

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a[i]

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Ответ: среднее арифметическое равно 10.

№ 78

а)

i

1

2

3

4

5

6

a[i]

1

7

3

6

0

10

s

i

sr

0

-

-

1

1

-

8

2

-

11

3

-

17

4

-

17

5

-

27

6

-



4,5

Ответ: 4,5 — среднее значение элементов массива а.

б)

i

1

2

3

4

5

6

7

a[i]

3

6

9

12

15

18

21

k

i

0

1

0

2

0

3

1

4

2

5

3

6

4

7

Ответ: 4 — количество элементов массива, значения которых больше 10.

в)

i

1

2

3

4

5

6

7

a[i]

-1

7

-3

-6

0

1

2

i

m

n

k

-

0

0

0

1


1


2

1



3


2


4


3


5



1

6

2



Ответ: m = 2 — количество положительных чисел среди первых шести элементов массива; n = 3 — количество отрицательных чисел среди первых шести элементов массива; k = 1 — количество нулей среди первых шести элементов массива.

г)

i

1

2

3

4

5

6

a[i]

1

-7

3

6

0

-10

i

d

m

-

1

1

2



3

3

3

4

4

6

5



6



Ответ: d = 4 — номер элемента массива, имеющего наибольшее значение (первого наибольшего, если таких элементов несколько).

№ 79

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a[i]

-5

3

1

-4

-3

2

5

-1

-7

4

i

y

z

a[i] > 0


0

0


1

-5


нет

2


3

да

3


4

да

4

-9


нет

5

-12


нет

6


6

да

7


11

да

8

-13


нет

9

-20


нет

10


15

да

у — сумма отрицательных элементов массива;

z — сумма положительных элементов массива.

№ 80

Введем обозначения:

— имя массива

— индекс элемента массива

— элемент массива

— произведение элементов массива, кратных 5

Оператор присваивания значения i-му элементу массива:

Условие кратности 5 i-го элемента массива:

Заголовок программы

Раздел описания переменных

Программный блок

Блок ввода данных

Блок вывода данных

Блок обработки данных

Блок вывода результата

№ 81. Количество нулевых элементов массива; сумма всех элементов массива с четными номерами; номер (индекс) минимального элемента массива; количество всех элементов массива, значения которых кратны 5; наибольший элемент массива; произведение ненулевых элементов массива.

№ 82. Ответ: 3 — количество дней с температурой выше 14 градусов.

№ 83






Для любых предложений по сайту: [email protected]