Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Программирование как этап решения задачи на компьютере - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — представление об основных этапах решения задачи на компьютере;
• метапредметные — умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Решаемые учебные задачи:
1) познакомить учащихся с этапами решения задачи на компьютере;
2) продемонстрировать все этапы решения задачи на компьютере на примере задачи о пути торможения автомобиля.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• постановка задачи;
• формализация;
• алгоритмизация;
• программирование;
• отладка и тестирование;
• выполнение расчетов.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Решение задач на компьютере”.
Особенности изложения содержания темы урока
Новый материал излагается в сопровождении презентации “Решение задач на компьютере” из электронного приложения к учебнику.
Далее рассматривается несколько задач из учебника или рабочей тетради. Рассмотрение каждой задачи завершается выполнением соответствующей программы на компьютере. Можно организовать выполнение заданий по группам: каждая группа получает свою задачу и в конце урока представляет свой результат.
Домашнее задание
§ 2.1; вопросы и задания № 1-13 к параграфу.
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 12
1-й этап
Дано:
(40 - а) — количество проданных авиабилетов бизнес- класса по цене х рублей за билет;
(120 - b) — количество проданных авиабилетов экономического класса по цене х/2 рублей за билет.
Требуется найти s — общую сумму, полученную компанией от продажи билетов за рейс.
2-й этап
Для нахождения s можно вычислить значение следующего выражения: (40 - а) * х + (120 - b) * х/2. Здесь а и b — целые величины, s — величина вещественного типа.
3-й этап
4-й этап
5-й этап
Протестировать программу можно по следующим данным: а = 39, b = 119, х = 2000, s = 3000.
№ 13
1-й этап
Дано:
а — сумма, получаемая продавцом с продажи каждой из первых 50 газет;
1,2 ∙ а — сумма, получаемая продавцом с продажи каждой из последующих газет.
Требуется найти s — общую сумму, которую получит продавец с продажи 200 газет.
2-й этап
Для нахождения s можно вычислить значение следующего выражения: 50 • а + 150 • 1,2 • а. Здесь а и s — величины вещественного типа.
3 й этап
4-й этап
5-й этап
Протестировать программу можно по следующим данным: а = 1, s = 230.
Задания в рабочей тетради
№ 63. 2, 1, 4, 6, 3, 5.
№ 65. См. комментарии к № 12 в учебнике.
№ 66. В отличие от № 13 в этой задаче число проданных газет k является величиной переменной. В этом случае s будет вычисляться следующим образом:
Блок-схема будет иметь вид:
№ 67
1-й этап
Дано:
а — количество деталей, изготавливаемых рабочим в первый час;
d — количество деталей, на которое увеличивается выработка в каждый следующий час.
Требуется найти s — количество деталей, изготовленных рабочим за k часов.
2-й этап. Количество деталей, изготавливаемых в каждый час, образуют арифметическую прогрессию. Для решения задачи можно использовать формулу суммы арифметической прогрессии:
3-й этап
4-й этап