Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 9 КЛАССЕ
Планируемые образовательные результаты:
• предметные — наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;
• метапредметные — общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач;
• личностные — представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Решаемые учебные задачи:
1) понимание сущности относительных, абсолютных и относительных ссылок;
2) рассмотрение приемов организации вычислений с использованием ссылок.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
• электронные таблицы;
• вычисление;
• формула;
• ссылка;
• относительная ссылка;
• абсолютная ссылка;
• смешанная ссылка.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
• ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
• презентация “Организация вычислений в электронных таблицах”.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) демонстрации к лекции “Операции манипулирования с диапазонами ЭТ” (119389);
2) интерактивный задачник, раздел “Электронные таблицы. Запись формул” (119384);
3) интерактивное задание “Тренировочный тест N4” (119442).
Особенности изложения содержания темы урока
В начале урока проводится опрос по вопросам 1-16 к § 3.1; выполняется в режиме зачета работа с разделом “Электронные таблицы. Запись формул” интерактивного задачника.
Изложение нового материала строится на основе презентации “Организация вычислений в электронных таблицах” из электронного приложения к учебнику. Рассматриваются задания № 110-113 в РТ; проверка правильности их выполнения может осуществляться с использованием электронных таблиц.
В практической части урока выполняются задания 2—4 (раздел “Задания для практических работ” после главы 3).
Завершается урок работой с интерактивным заданием “Тренировочный тест N4”.
Домашнее задание
§ 3.2 (пункт 1); вопросы и задания № 1-12 к параграфу.
Дополнительное задание: практическое задание 6 или 7 (раздел “Задания для практических работ” после главы 3).
Указания, комментарии, ответы и решения
Задания в учебнике
№ 4. 11.
№ 5. 100, 180.
№ 6. 160, 155, 240.
№ 8. 165, 170.
№ 10
А |
В |
С |
D |
|
1 |
110 |
25 |
135 |
245 |
2 |
45 |
55 |
70 |
180 |
3 |
120 |
60 |
145 |
255 |
Задания в рабочей тетради
№ 110. Формулировка пункта 2 этого задания может быть истолкована двояко.
Первый вариант. В ячейку С2 занесено значение 10, в ячейках диапазона D1:D3 — нули, а в ячейке В2 — формула, которая копируется на весь диапазон А1:С3. Получаем:
А |
В |
С |
D |
|
1 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Второй вариант. В ячейке В2 — формула, которая скопирована на весь диапазон А1:С3, после чего в ячейку С2 занесено значение 10, в ячейки диапазона D1:D3 — нули. Получаем:
А |
В |
С |
D |
|
1 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2 |
12 |
11 |
10 |
0 |
3 |
3 |
2 |
1 |
0 |
№ 111
2)
А |
В |
С |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
№ 112
2)
А |
В |
С |
D |
|
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
3 |
2 |
2 |
|
4 |
4 |
3 |
3 |
№ 113
С |
D |
Е |
F |
=В1+А1 |
=$В$1+А1 |
=$В1+$А1 |
=В$1+$А1 |
=В2+А2 |
=$В$1+А2 |
=$В2+$А2 |
=В$1+$А2 |
=В3+А3 |
=$В$1+А3 |
=$В3+$А3 |
=В$1+$А3 |
С |
D |
Е |
F |
12 |
12 |
12 |
12 |
35 |
22 |
35 |
22 |
58 |
32 |
58 |
32 |