Математика 1 класс - Поурочные разработки
ЧИСЛО И ЦИФРА 1
Цели: познакомить учащихся с цифрой 1; ввести термины “число” и “цифра”; учить писать цифру 1; развивать умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вопросы:
– Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки?
– Каких геометрических фигур больше?
2. Игра “Найди спрятанную карточку с цифрой”.
Дидактическая цель: формирование у детей пространственных представлений.
Средства обучения: карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель вызывает двух детей к доске. Один из них поворачивается лицом к доске, другой на одном из столов в классе прячет карточку с цифрой так, чтобы уголок ее был виден. Стоящему у доски предлагается повернуться лицом к классу и угадать, где находится спрятанная карточка.
Учитель помогает ученику, который отгадывает цифру с указанием направления движения: идти вперед, повернуть налево, затем направо, обойти вокруг стола и т. д.
Остальные дети класса тоже играют: показывают зеленый круг, если ученик движется правильно, и красный круг, если неправильно. Затем учитель вызывает другого ученика. Игра повторяется. Победителем оказывается тот, кто правильно будет двигаться в указанном направлении.
3. Задание на смекалку.
– Сообразите.
Игорь, Павлик, Глеб и Андрей слепили по снеговику. Снеговики Игоря и Павлика – с метлами. Снеговики Андрея и Павлика – с ведрами. Где чей снеговик?
О т в е т ы: Глеб Игорь Павлик Андрей
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите запись на доске:
– Что здесь изображено?
– Какая запись является “лишней”? Объясните почему. (Треугольник, круг, прямоугольник – это плоские геометрические фигуры, а 1 – это цифра.)
– Сегодня на уроке научимся писать цифру 1.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 26).
Задание № 1.
– Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено?
– Каких животных называют домашними? (Домашние животные живут у человека и приносят какую-нибудь пользу.)
– Где живут домашние животные? (На ферме.)
– Какие домашние животные нарисованы в единственном числе? (Петух, собака, кошка, корова.)
– Расскажите, какую пользу приносят эти домашние животные.
Задание № 2.
В этом задании учащиеся знакомятся с цифрой 1.
– Посмотрите, каким знаком обозначают число 1.
– Этот знак называют цифрой 1. Цифра – это математический знак, с помощью которого можно записать число. С помощью этого знака можно записать, что на верхнем рисунке 1 корова, 1 кошка.
– Найдите среди знаков цифру 1 и обведите ее.
Примечание. С целью правильного формирования использования терминов “число” и “цифра” нужно различать следующие нюансы в употреблении глаголов: пишем мы цифры, но с их помощью записываем числа.
Задание № 3.
– Рассмотрите рисунок и покажите те предметы или их части, которые очень похожи на цифру 1.
От учащихся требуется найти сходство по начертанию между цифрой 1 и реальными предметами или их частями. При этом расположение предмета роли не играет.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение.
Начинаем представленье
Детворе на удивленье!
Познакомимся, друзья:
Единица – это я!
Я умею делать стойку,
По канату я хожу,
За собою цифру “двойку”
На веревочке вожу.
V. Продолжение работы по теме урока (с. 27).
Задание № 4.
Задание направлено на отработку графического навыка по написанию цифры 1.
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
– Рассмотрите, как правильно писать цифру 1, обозначающую число “один”. Объясните, как ее писать.
Объяснение. Цифра 1 состоит из двух элементов-палочек: маленькой и большой. Начинаем писать меньшую палочку немного выше верхнего правого угла, затем большую палочку от вершины верхнего правого угла ведем до нижней стороны клетки чуть правее ее середины.
Далее учащиеся работают по образцу.
Физкультминутка
VI. Работа в печатной тетради № 1 (с. 15).
Учащиеся выполняют задания № 1–2, направленные на отработку навыка письма цифры 1.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Чем цифра отличается от числа?