Математика 1 класс - Поурочные разработки
ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ
Цели: учить распознавать и изображать прямые и кривые линии; ввести термины “прямая” и “кривая” линии; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задание на развитие внимания.
– Рассмотрите рисунок.
– Что здесь нарисовано?
– Из каких геометрических фигур составлен кораблик?
2. Игра “Собери грибы”.
– Проведите линию так, чтобы мухоморы остались за этой линией.
3. Игра “Составим букет”.
Дидактическая цель: уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.
Средства обучения: нарисованные цветы разных размеров.
Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных открыток, цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше – мелкие. Составляя букеты, дети подсчитывают число цветов в каждом из них: число белых и красных гвоздик, ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.
III. Сообщение темы урока.
– По какому признаку можно разбить линии на две группы?
По цвету: красные линии и синие.
По форме: прямые и кривые.
Примечание. Новый геометрический объект – линия – вводится на идее противопоставления прямых и кривых линий. Особенность линии как геометрического объекта преподносится учащимся с помощью описания процедуры ее получения, что выражается соответствующим термином: линию проводят.
IV. Знакомство с новым материалом. Работа по учебнику (с. 12).
Задание № 1.
– Рассмотрите рисунки. Сравните траектории полета двух самолетов. Определить их траектории движения можно по оставленному следу от работы двигателей.
– Как летит пассажирский самолет? (Летит прямо.)
– Какую “линию” он оставляет в небе? (Прямую.)
– Как летит спортивный самолет? (Он выполняет спортивные трюки.)
– Какую “линию” оставляет спортивный самолет в небе? (Кривую линию.)
– Поставьте фишку на тот самолет, который летит прямо.
Задание № 2.
Учащимся предлагаются для анализа изображения прямых и кривых линий. Затруднения в идентификации может вызвать кривая линия, часть которой является отрезком прямой. В этом случае обязательно нужно обратить внимание учащихся на то, что линию следует рассматривать не по частям, а в целом.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение.
Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней иди,
Не найти конца пути!
Прямая линия у нас
Нарисовалась первый раз.
V. Практическая работа.
Задание № 3 (с. 12).
– Как называются данные предметы? (Это все инструменты.)
– Назовите каждый инструмент.
– С помощью какого инструмента проводят прямые линии? (Линейки.)
– Проведите с помощью линейки прямые линии. Учитесь проводить прямые линии.
– Поставьте в тетради точку. Проведите через нее три прямые линии.
– Поставьте в тетради две точки, проведите через них сначала прямую линию, потом кривую.
– Сколько прямых линий можно провести через две точки? Сколько кривых линий можно провести через две точки?
Физкультминутка
VI. Фронтальная работа.
– Отгадайте загадку:
Делать ровную черту
Всем всегда я помогу.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? ... (Линейка.)
Учитель. Знаете ли вы историю линейки? В 2009 году ей исполнится 220 лет. Однако линейкой пользовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листках пергамента (так называлась бумага) пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей использовались железные прутья. Их называли шильцами. В разных странах люди измеряли одно и то же расстояние по-разному. Это было очень неудобно. Наконец, во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с делениями, которые стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки. В Россию линейка попала после Отечественной войны 1812 года в качестве военного трофея.
VII. Работа в тетради: “Графический диктант”.
Задание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся и формирование умения ориентироваться в тетради.
Пёсик.
1 клетка вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо,
2 вниз, 4 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,
1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 4 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,
1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз,
1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 4 вверх, 3 влево, 1 вверх.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки линии.
– Какие линии называются прямыми?
– А какие – кривыми?