Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: рассмотреть случаи сложения 7 + 4, 8 + 4, 9 + 4; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Найди пару”
(На доске записаны пары чисел (по одному столбику для каждого ряда). Учащиеся выходят к доске по очереди и соединяют числа линией так, чтобы в сумме получилось число 10. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее всех и без ошибок.)
9 |
4 |
9 |
4 |
9 |
4 |
6 |
5 |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
1 |
7 |
1 |
7 |
1 |
5 |
3 |
5 |
3 |
5 |
3 |
8 |
2 |
8 |
2 |
8 |
2 |
2. Работа над задачами
— Покажите знак +, если задачу можно решить, и знак —, если это ловушка и задачу решить нельзя. Исправьте ошибки.
• В нашем классе 3 Оли и 2 Наташи.
• Танцами занимаются 3 Оли и 2 Наташи из нашего класса. Сколько всего девочек занимается танцами?
• Когда мы пойдем в кино?
• На тарелке 6 яблок, а груш на 4 больше. Сколько яблок осталось?
• Поймали 2 больших и 4 маленьких карасика, 3 карасика отпустили.
3. Геометрический материал
(Работа в группах.)
— Разделите прямоугольник на 8 треугольников, проведя две линии.
Ответ:
(Проверка. К доске выходят по одному ученику от каждого ряда и показывают решение.)
III. Самоопределение к деятельности
Игра “Засели домик”
— Составьте с числами в домиках примеры.
(Учащиеся составляют примеры, учитель записывает их на доске.)
3 + 8
7 + 4
9 + 2
8 + 4
3 + 9
— Какие примеры мы уже выучили?
— Какие примеры нам еще предстоит научиться решать?
— Откройте учебник на с. 67. Посмотрите на поля. Какие примеры мы научимся решать сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
— Давайте попробуем все вместе решить пример 8 + 4.
(Учитель демонстрирует новый случай сложения с помощью наборного полотна и геометрических фигур.)
— Сколько положим синих кругов? (8.)
(Учитель выкладывает в верхний ряд 8 синих кругов.)
— Сколько к ним надо прибавить красных кругов? (4.)
— Как будем прибавлять 4? (По частям.)
— Сколько надо прибавить сначала? (2.)
— Почему прибавим 2? (До 10 не хватает 2 кругов.)
— Значит, на какие части разложим число 4? (На 2 и 2.)
— Почему 1 (4 — это 2 и 2.)
— Сколько прибавим сначала? (2.)
— Сколько получилось? (10.)
— Сколько прибавим потом? (Еще 2.)
— Сколько получилось? (12.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 67. Объясните, как к 7 прибавить 4. (Будем прибавлять 4 синих треугольника к 7красным треугольникам по частям. Сначала прибавим 3, чтобы дополнить число 7 до 10, а потом прибавим еще 1, так как 4 — это 3 и 1. 7 + 3 = 10, 10 + 1 = 11. Значит, 7 + 4 = 11.)
(По аналогии учащиеся комментируют примеры 8 + 4 и 9 + 4.)
— Посмотрите на равенства, записанные в рамке. Почему они выделены?
— Чем они похожи? (Второе слагаемое во всех примерах 4, во всех примерах стоит знак +.)
— Чем различаются равенства? (Первое слагаемое во всех примерах разное.)
— Запишите равенства в тетрадь в столбик.
— Что происходит в каждом следующем примере с первым слагаемым? (Оно увеличивается на 1.)
— Что происходит с суммой? (Тоже увеличивается на 1.)
— Прочитайте все равенства разными способами.
— Сумма каких чисел равна 11?
— Прочитайте равенство с ответом 12.
— Сумма чисел в каком равенстве равна 13?
— Закройте ответы закладкой.
(Учитель читает выражения сначала по порядку, а потом вразброс. Учащиеся называют ответы.)
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 67).
(Первый столбик — с комментированием, второй и третий столбики — самостоятельно. Самопроверка. Подготовка к знакомству с вычислениями вида [ ] + 5, 6, 7, 8.)
— Сколько всего прибавили к 6, 5, 9 и как прибавляли?
*№ 3 (с. 67).
(Самостоятельное выполнение.)
№ 2 (с. 67).
(Учащиеся самостоятельно составляют задачи и решают их. Два ученика работают на откидной доске. Проверка.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1, 2 (с. 35).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 67). Учащиеся показывают ответы на карточках. У доски в роли учителя работает один ученик с высоким уровнем обученности и проверяет класс.)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
— Кому нужна помощь одноклассников?
— Кто может помочь этим ребятам выучить таблицу?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие примеры мы решали сегодня на уроке?
— Почему они записаны в красной рамочке?
— Кто смог их запомнить?