Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 7 + 4, 8 + 4, 9 + 4; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Найди пару”

(На доске записаны пары чисел (по одному столбику для каждого ряда). Учащиеся выходят к доске по очереди и соединяют числа линией так, чтобы в сумме получилось число 10. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее всех и без ошибок.)

9

4

9

4

9

4

6

5

6

5

6

5

7

1

7

1

7

1

5

3

5

3

5

3

8

2

8

2

8

2

2. Работа над задачами

— Покажите знак +, если задачу можно решить, и знак —, если это ловушка и задачу решить нельзя. Исправьте ошибки.

• В нашем классе 3 Оли и 2 Наташи.

• Танцами занимаются 3 Оли и 2 Наташи из нашего класса. Сколько всего девочек занимается танцами?

• Когда мы пойдем в кино?

• На тарелке 6 яблок, а груш на 4 больше. Сколько яблок осталось?

• Поймали 2 больших и 4 маленьких карасика, 3 карасика отпустили.

3. Геометрический материал

(Работа в группах.)

— Разделите прямоугольник на 8 треугольников, проведя две линии.

Ответ:

(Проверка. К доске выходят по одному ученику от каждого ряда и показывают решение.)

III. Самоопределение к деятельности

Игра “Засели домик”

— Составьте с числами в домиках примеры.

(Учащиеся составляют примеры, учитель записывает их на доске.)

3 + 8

7 + 4

9 + 2

8 + 4

3 + 9

— Какие примеры мы уже выучили?

— Какие примеры нам еще предстоит научиться решать?

— Откройте учебник на с. 67. Посмотрите на поля. Какие примеры мы научимся решать сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

— Давайте попробуем все вместе решить пример 8 + 4.

(Учитель демонстрирует новый случай сложения с помощью наборного полотна и геометрических фигур.)

— Сколько положим синих кругов? (8.)

(Учитель выкладывает в верхний ряд 8 синих кругов.)

— Сколько к ним надо прибавить красных кругов? (4.)

— Как будем прибавлять 4? (По частям.)

— Сколько надо прибавить сначала? (2.)

— Почему прибавим 2? (До 10 не хватает 2 кругов.)

— Значит, на какие части разложим число 4? (На 2 и 2.)

— Почему 1 (4 — это 2 и 2.)

— Сколько прибавим сначала? (2.)

— Сколько получилось? (10.)

— Сколько прибавим потом? (Еще 2.)

— Сколько получилось? (12.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 67. Объясните, как к 7 прибавить 4. (Будем прибавлять 4 синих треугольника к 7красным треугольникам по частям. Сначала прибавим 3, чтобы дополнить число 7 до 10, а потом прибавим еще 1, так как 4 — это 3 и 1. 7 + 3 = 10, 10 + 1 = 11. Значит, 7 + 4 = 11.)

(По аналогии учащиеся комментируют примеры 8 + 4 и 9 + 4.)

— Посмотрите на равенства, записанные в рамке. Почему они выделены?

— Чем они похожи? (Второе слагаемое во всех примерах 4, во всех примерах стоит знак +.)

— Чем различаются равенства? (Первое слагаемое во всех примерах разное.)

— Запишите равенства в тетрадь в столбик.

— Что происходит в каждом следующем примере с первым слагаемым? (Оно увеличивается на 1.)

— Что происходит с суммой? (Тоже увеличивается на 1.)

— Прочитайте все равенства разными способами.

— Сумма каких чисел равна 11?

— Прочитайте равенство с ответом 12.

— Сумма чисел в каком равенстве равна 13?

— Закройте ответы закладкой.

(Учитель читает выражения сначала по порядку, а потом вразброс. Учащиеся называют ответы.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 67).

(Первый столбик — с комментированием, второй и третий столбики — самостоятельно. Самопроверка. Подготовка к знакомству с вычислениями вида [ ] + 5, 6, 7, 8.)

— Сколько всего прибавили к 6, 5, 9 и как прибавляли?

*№ 3 (с. 67).

(Самостоятельное выполнение.)

№ 2 (с. 67).

(Учащиеся самостоятельно составляют задачи и решают их. Два ученика работают на откидной доске. Проверка.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2 (с. 35).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 67). Учащиеся показывают ответы на карточках. У доски в роли учителя работает один ученик с высоким уровнем обученности и проверяет класс.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

— Кому нужна помощь одноклассников?

— Кто может помочь этим ребятам выучить таблицу?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие примеры мы решали сегодня на уроке?

— Почему они записаны в красной рамочке?

— Кто смог их запомнить?






Для любых предложений по сайту: [email protected]