Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: познакомить с общими приемами табличного вычитания в пределах 20 (вычитание по частям и прием, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых); развивать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Гол — мимо”
К доске выходят два ученика. Класс задает им примеры, записанные на мячах. Если ученик ответил правильно, он поймал мяч, если ошибся — ему забили гол. Правильность ответов оценивает класс. Если ответ верный, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
2. Логическая разминка
— На каком рисунке больше кругов?
III. Самоопределение к деятельности
Игра “Розыск”
(К доске выходят два ученика. Учитель выдает одному из них карточку с числом 9, а другому — с числом 3. Карточки классу не показывают.)
— Не называя свое число, опишите его так, чтобы остальные учащиеся поняли, о каком числе идет речь.
Варианты:
1. Если увеличить это число на 2, то получится 11. Это число состоит из чисел 7 и 2. (9.)
2. Это число меньше 6 на 3. Если из 13 вычесть 10, то получится это число. (3.)
— Составьте из этих чисел равенство на сложение.
— Назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму.
— Как найти первое слагаемое?
— Запишите равенство на вычитание.
— Как найти второе слагаемое? Запишите равенство на вычитание.
— Какой вывод вы можете сделать?
(На доске учитель записывает три равенства.)
9 + 3 = 11
11 - 3 = 9
11 - 9 = 3
— Какие примеры мы сегодня будем учиться решать?
IV. Работа по теме урока
Практическая работа
(Учитель выставляет на наборное полотно 12 кругов: 10 — в верхний ряд и 2 — в нижний.)
— Давайте попробуем из 12 вычесть 4.
(Учитель записывает на доске пример 12 — 4.)
— Как можно вычесть 4? (Ответы детей.)
Можно вычесть 4 по частям. Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10.
(Учитель убирает 2 круга из нижнего ряда.)
— Сколько мы вычли из 12? Сколько осталось кругов? (Вычли 2 круга, осталось 10кругов.)
(Учитель записывает ниже: 12 — 2 = 10.)
— А нам надо вычесть 4. Сколько еще кругов нужно убрать? (4 — это 2 и 2. Значит, надо убрать еще 2 круга.)
(Учитель дополняет первую запись.)
(Затем учитель убирает с наборного полотна еще 2 круга и записывает: 12 — 2 — 2.)
— Сколько кругов осталось? (8.)
Как мы из 12 вычли 4?
— Что обозначает эта запись?
— Почему сначала надо вычесть 2? Почему потом вычли еще 2?
— Составьте из равенства 12 — 4 = 8 равенство на сложение. (8 + 4 = 12.)
— 12 — это 8 и сколько? (12 — это 8и 4.)
— Как найти первое слагаемое? (12 — 4 = 8.)
— Как найти второе слагаемое? (12 — 8 = 4.)
— Сделайте вывод: как можно вычесть число 4 из 12 разными способами? (Можно вычесть по частям или воспользоваться знанием состава числа 12.)
V. Физкультминутка
Руки на пояс поставьте сначала.
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки?
Если сумели, все в полном порядке.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 80.
— Прочитайте и объясните, как вычесть 5 из 12 первым способом. (Вычитаем по частям: сначала 2, останется 10, а потом еще 3, останется 7.)
— Прочитайте и объясните второй способ решения.
— Что надо знать, чтобы пользоваться этим способом решения? (Состав числа и таблицу сложения.)
№ 1 (с. 80).
(Устное выполнение.)
№ 2 (с. 81).
(Письменное выполнение с подробным комментированием.)
— Какими двумя способами можно из 13 вычесть 5? (Первый способ: сначала вычтем 3, чтобы получилось 10; 5 — это 3 и 2, осталось вычесть 2; теперь из 10 вычтем 2, получится 8. Второй способ: 13 — это 5 и 8. Значит, из 13 вычесть 5 — получится 8.)
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
№ 3 (с. 81).
(Устное выполнение.)
№ 4 (с.81).
— Прочитайте задачу.
(На доске две схемы.)
С. - 5 п.
Д. — ?, на 2 п. меньше.
— Какая схема подходит к задаче? (Вторая.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
*№ 6 (с. 81).
(Самостоятельное выполнение.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-4 (с. 41).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 81). Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Проверка. Ученики по очереди читают примеры и называют ответы. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
— Кто понял новую тему?
— Кто сомневается в своих силах?
— Кому требуется помощь?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня на уроке?
— Кому нравится первый способ вычитания — по частям?
— Кому проще вычитать по таблице сложения?