Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Числа 6 и 7. Письмо цифры 6 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием чисел 6 и 7; научить писать цифру 6.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место чисел 6 и 7 в натуральном ряду; соотносить цифру и число; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Сложите недостающую фигуру.
— Чем отличаются фигуры? (Местоположением, количеством палочек и фигурой внутри.)
— Сколько палочек будет на последнем рисунке? (2)
— Где они будут? (Справа.)
— Какая фигура будет внутри? (Крестик.)
2. Индивидуальная работа
(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
3. Устный счет
— Сосчитайте от 1 до 10, от 2 до 5, от 10 до 1, от 4 до 2.
— Назовите:
• число, которое идет при счете за числом 2, 4;
• число, которое предшествует числу 5, 3, 4;
• число, которое находится между числами 2 и 4, 1 и 3;
• соседей числа 2, 3.
Игра “Засели домик”
4. Минутка для любознательных Игра “Что лишнее?”
(Учитель называет несколько слов, дети должны сказать, какое слово лишнее и почему.)
• Понедельник, сентябрь, октябрь, май, январь.
• Треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
• Волк, собака, лиса, медведь.
III. Самоопределение к деятельности
— Положите по порядку карточки с цифрами, которые мы изучили.
— Какое из этих чисел самое большое? (5.)
— Какое число следует при счете за числом 5? (6.)
— Положите 5 кругов. Как получить 6 кругов? (Положить еще 1 круг.)
— Положите. Который по счету круг вы положили? (Шестой.)
— Как получили число 61 (6 — это 5 и еще 1.)
— Кто знает, как записывается число 6?
(Учитель показывает цифру 6. Дети находят ее и выставляют. Учитель делает на доске запись: 5 + 1 = 6.)
— На что похожа цифра 6? (Ответы детей.)
У шестерочки лицо
Словно круглое кольцо,
Сверху хвостик озорной,
Важный очень и смешной.
Цифра 6 им дорожит,
Каждый миг за ним следит.
Хвостик ей нельзя терять,
Чтобы ноликом не стать.
— Назовите 6 предметов, необходимых для дома. (Ответы детей.)
— Представьте, что вы фермеры. Назовите 6 домашних животных, которых бы вы завели. (Ответы детей.)
— Положите под кругами столько же красных треугольников. Положите еще 1 синий треугольник.
— Сколько стало треугольников? (7.)
— Кто знает, как пишется цифра 7?
(Дети показывают.)
— Запишите, как получили 7. (6 + 1 = 7.)
— На что похожа цифра 7? (Ответы детей.)
Семицветный мостик свой
Кто раскинул над рекой?
Это радуга-дуга
Засверкала в облаках.
Ее краски цифра 7
Подарила щедро всем,
Чтобы люди не грустили,
Чтобы красоту ценили.
— Перечислите все цвета радуги. Какой из них ваш любимый?
— Где еще встречается число 7? (7 нот, 7 дней в неделе, 7 чудес света.)
— Как вы думаете, почему цифра 7 так часто встречается? (Ответы детей.)
Число 7 магическое, потому что долгое время оно было последним при счете. А еще, может быть, потому, что человек воспринимает мир (свет, звук, запахи, вкус) через 7 отверстий в голове.
— Назовите эти отверстия. (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот.)
— О чем будем говорить сегодня на уроке? (О числах 6 и 7.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 52 вопрос урока.
— Ответили мы на вопрос? Как получить числа 6 и 7? (5 + 1 = 6, 6 + 1 = 7.)
— Рассмотрите рисунок. Что там изображено? (Дочка помогает маме делать печенье.)
— Объясните по рисунку, как можно получить числа 6 и 7. (Ответы детей.)
— Посмотрите на рисунки, приведенные ниже. Сколько треугольников? (6.)
— Сколько кругов? (7.)
— Какое число меньше: 6 или 7? Почему? (6, так как треугольников не хватает, чтобы составить пару с кругами.)
— Запишите это при помощи знаков. (6 < 7.)
— Какое еще неравенство можно составить? (7 > 6.)
— Посмотрите, как число 6 обозначают на костяшках домино.
— Какое время показывают часы? (6 ч, потому что маленькая стрелка указывает на цифру 6, а большая смотрит вверх.)
V. Физкультминутка
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он все ниже, ниже, ниже,
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок —
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Определите, какое время показывают часы на рисунке на с. 53. Как будете определять? (Большая стрелка вверху, маленькая показывает время.)
(Далее учащиеся по очереди читают вопросы к геометрическим фигурам и отвечают на них.)
— О чем говорит значок рядом со следующим заданием? (Это задание повышенной сложности.)
— Прочитайте задачу. С чего вы начнете решать? (Определим, какую фигуру начертила белочка.)
— Что это за фигура? (Шестиугольник.)
— Прочитайте следующую подсказку. (Зайчик не стал чертить пятиугольник.)
— Какую фигуру начертил зайчик? (Круг.)
— Прочитайте задание на полях. Найдите закономерность. Какое неравенство пропущено? (3 > 2.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 21. Рассмотрите первое задание. Что нужно сделать? (Соединить рамочку с цифрой.)
(Фронтальная работа.)
— Что нужно сделать в следующем задании? (Соединить точки по линейке.)
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какие фигуры получились? (Треугольник и четырехугольник.) Сейчас мы будем учиться писать цифру 6.
Нет углов у цифры 6,
Лишь дуга с кружочком есть.
Ты с дуги писать начни
И кружочком оберни.
Цифру 6 писать легко:
Ни штришков, ни уголков.
За рукой своей следи,
Плавно линию веди.
— Пропишите цифру 6 до конца строки. Подчеркните ту, которая вам больше нравится.
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 12-13).)
— Оцените, как вы поняли новый материал, с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С чем мы сегодня познакомились?
— Что нового вы узнали?
Домашнее задание (по желанию)
“Оживить” цифру 6.