Решение задач - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Решение задач - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: закреплять умение анализировать и решать задачи; отрабатывать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать и решать текстовые задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка (работа по учебнику)

№ 8 (с. 115).

— Прочитайте условие задачи.

— Прочитайте вопрос задачи.

— Каких деталей взяли больше? (Желтых, так как 10 > 8.)

— Закончите мое рассуждение: деталей было поровну, желтых деталей взяли больше, чем зеленых, значит, желтых осталось... (меньше).

— Почему? (Чем больше берем, тем меньше остается.)

— На сколько меньше осталось? (На 2, 10 больше 8 на 2.)

№ 9 (с. 115).

— Прочитайте задание.

— Из каких фигур можно составить фигуру 5? (2 и 9.)

— Из каких фигур можно составить фигуру 7? (1 и 3.)

— Из каких фигур можно составить фигуру 8? (2, 9, 6, 4.)

2. Индивидуальная работа

(Три-четыре ученика получают индивидуальные карточки с заданием соединить пример с ответом.)

3. Устный счет

— Сосчитайте:

• от 1 до 20 и обратно.

• от 5 до 11, от 7 до 17;

• от 19 до 8, от 14 до 6.

Игра “Наряди елку”

(Участвуют три команды по пять человек. На магнитной доске учитель прикрепляет три елки, на каждой елке пять примеров Около елок по пять новогодних игрушек, на каждой из которых написано число. По одному человеку от каждой команды подходят к елочкам, берут новогоднюю игрушку и прикрепляют ее к тому примеру, ответ которого соответствует числу на игрушке.)

4. Незнайкины задачи

• У Оли было 5 конфет. Сколько конфет у нее осталось? (Задачу решить нельзя: не хватает данных в условии.)

— Дополните задачу и решите ее устно. (У Оли было 5 конфет. Она решила угостить брата и отдала ему 3 конфеты. Сколько конфет у нее осталось? 5 — 3 = 2 (к.).)

— Какое слово подсказало выбор действия? (Отдала.)

• У Вовы 4 машинки и 3 солдатика. (В задаче нет вопроса.)

— Поставьте вопрос и решите задачу. (У Вовы 4 машинки и 3 солдатика. Сколько всего игрушек у Вовы? 4 + 3 = 7 (иг.).)

— Какие слова помогли выбрать действие? (Сколько всего.)

• На ветке березы выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке березы? (Задача нереальная: на березе яблоки не растут.)

— Измените условие так, чтобы в задаче описывалась реальная ситуация. Решите задачу. (На ветке яблони выросли 4 яблока, 2 яблока упали. Сколько яблок осталось на ветке? 4 — 2 = 2 (яб.).)

— Составьте сами Незнайкины задачи.

III. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 114. Прочитайте, что мы будем делать на уроке. (Решать задачи.)

— Из чего состоит любая задача? (Из условия и вопроса.)

— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить задачу.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 114).

— Прочитайте задачу.

— Прочитайте условие задачи. (Сначала в хор записались 10 учеников первого класса, а потом их стало на 3 меньше.)

— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько учеников первого класса теперь в хоре?)

(На доске две схемы.)

— Какая схема подойдет к задаче? (Первая — там есть слово “меньше”.)

— Вставьте в окошки нужные числа.

— Что значит “на 3 меньше”? (Столько же, но без 3.)

— Запишите решение задачи. (10 — 3 = 7 (уч.).)

— Ответьте на вопрос задачи. (В хоре 7учеников.)

— Измените условие так, чтобы задача решалась сложением. (Сначала в хор записались 10учеников первого класса, а потом их стало на 3 больше.)

№ 2 (с. 114).

— Прочитайте задачу. Какая схема подойдет к задаче? (Вторая — там есть слово “больше”.)

— Вставьте в окошки нужные числа.

— Что значит “на 2 больше”? (Столько же да еще 2.)

— Запишите решение задачи. (5 + 2 = 7 (г.).)

— Ответьте на вопрос задачи. (На окне 7горшков с цветами.)

— Измените условие так, чтобы задача решалась вычитанием. (На окне стояли 5 горшков с цветами. Потом их стало на 2 меньше.)

№ 3 (с. 114).

— Прочитайте задачу самостоятельно. О чем она? (Об открытках.)

— Сколько было открыток? (5.)

— Сколько стало? (На 3 открытки меньше.)

— Что значит “на 3 открытки меньше”? (Столько же, но без 3.)

— Каким действием будете решать задачу? (Вычитанием.)

— Запишите решение задачи. (5 — 3 = 2 (откр.).)

— Прочитайте ответ. (У Жени 2 открытки.)

V. Физкультминутка

Дружно встали — раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой “л” расставим ноги.

Точно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 5 (с. 115).

— Что такое равенство? (Запись со знаком “равно”.)

— Что такое неравенство? (Запись со знаками “больше” или “меньше”.)

— Составьте два верных равенства. (Например: 6 + 2 = 8, 4 + 2 = 6, 6 — 2 = 4 и др.)

— Составьте два верных неравенства (Например: 4 < 8, 6 > 2, 6 < 8, 4 > 2.)

№ 6 (с. 115).

— Составьте первую запись. (3 + 7.)

— Как можно прибавить к 3 число 7? Мы же умеем прибавлять только 1, 2 и 3. (Можно прибавить с помощью линейки: встать на точку 3, сделать 7 шагов вправо, остановимся в точке 10. Можно прибавить с помощью кругов.)

(Учащиеся могут предложить и другие варианты.)

— Прочитайте выражения по-разному. (К 3 прибавить 7 — получится 10, 3 увеличить на 7 — получится 10, 3 плюс 7 — получится 10, слагаемые 3 и 7 — сумма 10.)

(По аналогии разбирается вторая запись.)

№ 7 (с. 115).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по цепочке.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 41.

(Коллективное решение задач.)

— Вставьте пропущенные числа.

(Самостоятельное выполнение.)

— Какие закономерности наблюдаются в каждом столбике? (В первом столбике числа 1, 2, 3, во втором — 3, 2, 1, в третьем столбике в каждом примере ответ равен 3.)

(Оставшиеся задания учащиеся выполняют самостоятельно.

Один ученик записывает на доске решение и ответ задачи.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 115). Работа в парах.)

— Оцените свое умение решать задачи с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему был посвящен сегодняшний урок? (Решению задан.)

— Чем похожи задачи, которые мы решали? (Есть слова “на... больше”, “на... меньше”.)

— Что значит “на 3 больше”? (Столько же да еще 3.)

— Что значит “на 3 меньше”? (Столько же, но без 3.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]