Решение задач - Урок 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Решение задач - Урок 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: учить дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи; развивать умение анализировать и решать задачи; отрабатывать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся дополнять условие задачи и ставить вопрос; анализировать и решать текстовые задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка (работа по учебнику)

№ 8 (с. 117).

Ответы:

2. Индивидуальная работа

Игра “Засели домик”

(Четыре ученика у доски вписывают числа в окошки. Проверка с помощью “Светофора”.)

3. Устный счет

Игра “Кто быстрее”

(Дети получают карточку с примерами (количество примеров по числу детей в ряду). Каждый ученик решает по одному примеру и передает следующему, и так до конца ряда. Если в каком-то ряду меньше детей, чем в остальных, один ученик решает два примера. Ученик, решивший последний пример, несет карточку учителю. Побеждает ряд, который решит примеры быстрее (при условии, что нет ошибок).)

6 - 1 =

5 + 3 =

7 - 2 =

4 + 3 =

7 + 3 =

9 - 3 =

6 - 2 =

4 - 1 =

9 - 2 =

Игра “Веселый мяч”

(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)

• К 3 прибавь 2.

• Уменьши 7 на 3.

• Увеличь 7 на 3.

• Найди сумму чисел 8 и 1.

• Вычти 2 из 6.

• 8 —это 3 да...

• 9 без 3 —это...

• Чтобы получилось 4, нужно к 2 прибавить...

4. Работа над задачами

— По рисунку составьте задачу, которая решается сложением, и решите ее.

Вариант задачи. На полке в магазине было 4 мишки и 2 мяча. Сколько игрушек было на полке?

Решение: 4 + 2 = 6 (иг.).

Ответ: на полке было 6 игрушек.

— Назовите условие задачи, вопрос задачи.

— Измените данные так, чтобы ответ стал больше, меньше.

— По этому же рисунку составьте задачу, которая решается вычитанием, и решите ее.

Вариант задачи. На полке в магазине было 6 игрушек, из них 2 мяча, остальные — мишки. Сколько мишек было на полке?

Решение: 6 — 2 = 4 (м.).

Ответ: на полке было 4 мишки.

— Измените данные так, чтобы ответ стал больше. Как это сделать? (Поменять число 6 на большее или число 2 на меньшее.)

5. Блицтурнир

(Учитель читает задачу, учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.)

• У Кати было 9 игрушек. Из них 3 она повесила на елку. Сколько игрушек осталось у Кати? (6.)

• Дима пригласил на день рождения 3 девочек и 2 мальчиков. Сколько всего детей пригласил Дима на день рождения? (5.)

• На площадке играют 5 девочек, а мальчиков — на 2 больше. Сколько мальчиков играет на площадке? (7.)

• В вазе было 6 яблок. За обедом съели 3 яблока. Сколько яблок осталось в вазе? (3.)

• У Коли 4 мяча, а у Димы на 2 мяча меньше. Сколько мячей у Димы? (2.)

III. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 116. Прочитайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 116).

— Прочитайте условие задачи.

— Поставьте вопрос. (Сколько игрушек стало у Милы?)

— Откройте тетради и выполните схематический рисунок к задаче, обозначив игрушки желтыми и зелеными квадратами.

— Каким действием будете решать задачу? (Сложением, потому что нужно найти, сколько стало всего.)

— Решите задачу. (4 + 3 = 7 (иг.).)

(Проверка. Кто первым решит задачу, записывает решение на доске. Остальные учащиеся говорят, правильно решена задача или нет.)

№ 2 (с. 116).

— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить задачу. )

— Сколько слив на первой ветке? (6.)

— Сколько слив на второй ветке? (4.)

— На сколько стало меньше? (На 2.)

— Составьте условие задачи. (На ветке было 6 слив, стало на 2меньше.)

— Поставьте вопрос. (Сколько слив стало на ветке?)

— В тетради составьте краткую запись и решите задачу. (Один ученик выполняет краткую запись, записывает решение и ответ на откидной доске.)

№ 3 (с. 116).

— Прочитайте задачу.

— Назовите условие задачи.

— Прочитайте вопрос задачи.

(На доске две схемы.)

— Какая из схем подходит к задаче и почему? (Вторая, Павлик съел орехи, и орехов стало меньше.)

— Каким действием решается задача? (Вычитанием.)

— Запишите решение задачи в тетради.

(Проверка.)

Прочитайте решение и ответ задачи.

№ 4 (с. 116).

— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Дополнить условие.)

— Прочитайте задачу и подумайте, какие слова нужно добавить. (У бабушки были только белые и черные кролики. Белых кроликов 3, а черных 2.)

— Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего кроликов было у бабушки?)

— Поднимите руку те, кто сможет сам решить задачу.

— Поднимите руку те, кому нужна моя помощь.

(Если помощь нужна немногим, учащиеся самостоятельно решают задачу, учитель помогает тем, кто испытывает затруднения. Далее фронтальная проверка. Если много таких, кто не может решить самостоятельно, задача разбирается коллективно.)

— Оцените свое умение решать задачи:

• молодец, все задачи решены верно;

• хорошо, допущены одна или две ошибки;

• нужно еще потренироваться в решении задач — ошибок больше двух.

V. Физкультминутка

В лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу,

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику № 5 (с. 117).

— Посмотрите на примеры в первом столбике. Как вы будете рассуждать? (5 + 1 = 6, 6 — 2 = 4. Значит, 5 + 1 — 2 = 4.)

(По аналогии учащиеся решают примеры из второго столбика.)

№ 6 (с. 117).

(Устное выполнение.)

— Как по-другому из двух чисел составить число 8? (7 и 7, 2 и 6, 4 и 4.)

— Как составить число 6? (1 и 5, 3 и 3.)

— Число 7? (1 и 6, 2 и 5.)

— Число 92 (1 и 8, 2 и 7.)

№ 7 (с. 117).

Решение:

Всего

7

7

7

Зеленые

1

2

3

Красные

6

5

4

№ 9 (с. 117).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 42.

— Составьте верные равенства и неравенства.

Решение:

7 + 2 = 9

7 - 2 = 5

9 - 2 > 5

5 + 2 < 9

5 - = 3

7 - 2 > 4

(Самостоятельное решение задачи. Один ученик записывает решение и ответ на откидной доске. Самооценка с помощью “Светофора”.)

— Остальные задания выполните самостоятельно.

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 117). Взаимопроверка. Краткая запись, решение и ответ записаны на доске.)

Было — 6 г.

Съели — 2 г.

Осталось — ?

Решение: 6 — 2 = 4 (г.).

Ответ: в вазе осталось 4 груши.

— Оцените своего товарища.

(Можно использовать КИМы (работа над задачей, задание 5, с. 51-52).)

VIII. Подведение итогов урока

— Чему мы сегодня учились? Прочитайте в учебнике.

— Поднимите руки те, кто может сказать, что научился дополнять и решать задачи.

— Поднимите руки те, кому это пока еще трудно делать.






Для любых предложений по сайту: [email protected]