Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Странички для любознательных - Урок 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цель: познакомить с решением нестандартных задач.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в группе и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 118).
— Прочитайте задание. Кто из мальчиков старше? (Максим, Косте еще только через 7 лет будет столько же, сколько Максиму.)
— На сколько лет Максим старше? (На 7.)
— Кто из детей младше и на сколько? (Костя, на 7 лет.)
№ 2 (с. 118).
— Прочитайте задание. Кто сможет ответить на вопрос задачи?
(Если учащиеся затрудняются с ответом, помогает учитель.)
— Сколько детей ушло? (7.)
— Знаем ли мы, кто ушел: девочки или мальчики? (Нет, не знаем.)
— Предположим, что ушли все девочки. Останется ли тогда хоть одна девочка? (Да, девочек 8, 8 — 7 = 1.)
— А если ушли и девочки и мальчики, сколько может девочек остаться? (1, 2, 3, 4, 5или 6.)
— А если уйдут все мальчики? (Мальчиков только 5. Значит, должны уйти еще 2 девочки.)
№ 3 (с. 118).
— Найдите закономерность. Посмотрите на числа в первой рамочке. Сравните числа 9 и 7. (7меньше, чем 9, на 2.)
— Проверьте эту закономерность во второй и третьей рамочках. (3 меньше, чем 5, на 2; 5меньше, чем 7, на 2 — закономерность выполняется.)
— Сравните числа 7 и 10. (10 больше, чем 7, на 3.)
— Проверьте эту закономерность во второй и третьей рамочках. (6больше, чем 3, на 3; 8 больше, чем 5, на 3 — закономерность выполняется.)
— Какие числа должны быть в четвертой рамочке? (6 и 9, так как 6меньше, чем 8, на 2, а 9больше, чем 6, на 3.)
№ 4 (с. 119).
— Прочитайте задачу. Как вы будете рассуждать? (Юля старше, так как ей уже было столько лет, сколько сейчас Марине. Старше на 5 лет, так как ей было столько лет 5 лет назад.)
№ 5 (с. 119).
— Прочитайте условие первой задачи.
— Прочитайте вопрос.
— Как вы думаете, на сколько конфет у Даши стало меньше? (Ответы детей.)
— Сколько было конфет у Даши? (7.)
— Сколько конфет осталось, когда она отдала Люде 1 конфету? (6.)
— Сколько конфет было у Люды? (7.)
— Сколько конфет стало у Люды, когда Даша отдала ей 1 конфету? (8.)
— На сколько у Люды стало больше конфет, чем у Даши? (На 2, так как 8 больше, чем 6, на 2.)
— Проверьте по рисунку. Даша конфету отдала — закройте конфету. Люда конфету получила — положите круг. Сколько конфет без пары? (2.)
— Прочитайте вторую задачу. Кто догадался, сколько конфет Даша отдала Люде? (Ответы детей.)
(Практическая работа.)
— Положите 7 красных кругов — Дашины конфеты и 7 синих кругов — Людины конфеты.
— Переложите 1 конфету от Даши к Люде. Насколько конфет у Люды стало больше? (На 2.)
— Переложите еще 1 конфету от Даши к Люде. На сколько конфет стало больше? (На 4.)
— Сколько конфет Даша отдала Люде? (2.)
— Подтвердились ли ваши догадки?
№ 6 (с. 119).
— Прочитайте задание. В каком из примеров первого столбика получится самый большой ответ? (6 + 3.)
— Почему? (Было поровну, прибавили больше, получили больше.)
— В каком из примеров второго столбика получится самый большой ответ и почему? (8 — 1, было поровну, взяли меньше, осталось больше.)
— Что можно сказать о третьем столбике? (Самый большой ответ в примере 10 — 2, было больше, взяли поровну. Осталось больше.)
III. Физкультминутка
Я с корзиной в лес пошел,
(Шаги на месте с высоким подниманием ног.)
Все поляны обошел,
(Поворот вокруг себя.)
К старой елке подошел
(Присесть, руки на пол.)
И огромный гриб нашел.
(Встать, руки в стороны.)
IV. Продолжение работы по теме урока
Математическая игра
(Класс делится на четыре команды. Каждая команда выбирает капитана.)
— Вспомните правила работы в команде. (Ответы детей.)
(Команды получают карточки с заданиями, обсуждают и дают ответы. За правильный ответ команды получают баллы. Выигрывает команда, которая наберет больше баллов.)
— Решите задачу.
Коля на 4 года старше Оли. Через сколько лет Оле будет столько же лет, сколько Коле? (Ни через сколько. Коля всегда будет старше Оли на 4 года.)
— Найдите закономерность. Напишите еще два числа.
1, 3, 2, 5, 4, 7, 6, ..., .... (9, 8).
— Решите задачу.
У брата 4 конфеты, а у сестры 3. Брат отдал 1 конфету сестре. Стало ли у них конфет поровну? (Нет. У брата стало 3 конфеты, у сестры — 4.)
(Подведение итогов игры.)
— Оцените, как работала ваша группа:
• молодцы, вместе принимали решение, работали все;
• хорошо, работали все, но иногда кто-то отвлекался;
• не получилась работа в группе — работала половина ребят, не приходили к общему мнению.
V. Рефлексия
— Что вам запомнилось сегодня на уроке?
— С каким настроением вы уходите с урока?
VI. Подведение итогов урока
— Чему вас научил этот урок? (Работать вместе, решать новые задачи и т. д.)