Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Что узнали. Чему научились - Урок 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цель: повторить, обобщить и закрепить изученный материал.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи изученных видов; изменять данные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Один ученик у доски заполняет пропуски. Проверка с помощью “Светофора”.)
2. Устный счет
Игра “Молчанка”
(Учитель показывает число, дети выполняют указанное действие и показывают карточкой ответ.)
Игра “День — ночь”
(По команде “Ночь!”, дети кладут голову на парту, слушают учителя. По команде “День!” встают, поднимают руку и называют ответ.)
8 — 3 + 2 — 1 — 3 (3)
10 — 3 + 2 — 1 — 2 + 2 (8)
7 — 3 + 2 — 1 — 3 + 2 (4)
2 + 0 — 1 + 3 — 2 — 2 (0)
Игра “Да — нет”
(Если высказывание верное, учащиеся говорят “да”, если неверное — “нет” и называют правильный ответ.)
• 8 больше 6 на 2. (Да.)
• 9 — это 6 да 2. (Нет, 6 да 3.)
• Сумма чисел 5 и 3 равна 7. (Нет, 8.)
• К нулю прибавили 6 и получили 6. (Да.)
• У Коли было 2 руб. Ему дали еще столько же. У Коли стало 4 руб. (Да.)
3. Блицтурнир
(Учитель читает задачу, учащиеся показывают знак действия, которым будут решать задачу. Дополнительно можно спросить ответы на какие-то задачи.)
• У Веры 4 было конфеты. Сестре она отдала 2 конфеты. Сколько конфет осталось у Веры? (—, 2.)
• У Сони в коробке 6 карандашей, а у Паши на 3 карандаша больше. Сколько карандашей у Паши? (+, 9.)
• На полке 3 большие книги и 3 маленькие. Сколько всего книг на полке? (+, 6.)
• Коля повесил на елку 7 игрушек, а Петя — на 2 игрушки меньше. Сколько игрушек повесил на елку Петя? (—, 5.)
• На елке 8 шаров. Из них 3 красные, а остальные желтые. Сколько желтых шаров на елке? (—, 5.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте на с. 120, что мы будем делать на уроке. (Проверять, что узнали, чему научились.)
— Откройте с. 79. Прочитайте, что мы должны были узнать и чему мы должны были научиться.
Сегодня каждый из вас ответит на вопрос “научился ли я этому?”.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 120).
— Прочитайте задание.
— Составьте задачу. (Оля взяла с полки 3 книги, а Коля — 1. Сколько книг взяли ребята с полки?)
— Нарисуйте схему к задаче и решите ее.
(Один ученик выполняет рисунок, записывает решение и ответ на откидной доске.)
Решение: 3 + 1 = 4 (к.).
Ответ: ребята взяли с полки 4 книги.
— Сверьте свое решение с записанным на доске.
— Оцените себя с помощью “Светофора”.
№ 2 (с. 120).
— Прочитайте задачу.
— Назовите условие задачи.
— Назовите вопрос задачи.
— Книг будет больше или меньше? (Меньше.)
— На сколько меньше будет книг? (На 3.)
— Выполните краткую запись задачи и решите ее.
(Ученик, который первым решит задачу, выполняет краткую запись и записывает решение и ответ на доске.)
Было — 8 к.
Взяли — 3 к.
Осталось — ?
Решение: 8 — 3 = 5(к.).
Ответ: осталось 5 книг.
— Сверьте свое решение с записанным на доске.
— Оцените себя с помощью “Светофора”.
№ 3 (с. 120).
— Прочитайте условие задачи. Сколько колес понадобится для трехколесного велосипеда? (3.)
— Решите задачу.
(Проверка. Самооценка с помощью “Светофора”.)
№ 4 (с. 120).
— Прочитайте задачу. Запишите задачу кратко.
— Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)
— Какие слова помогли выбрать действие? (Стало больше.)
— Решите задачу.
(Коллективная проверка. Самооценка с помощью “Светофора”.)
— Измените условие так, чтобы задача решалась вычитанием. (Вчера в вазе было 7 гвоздик. Сегодня стало на 2 меньше.)
— Сделайте краткую запись и решите задачу самостоятельно. (Взаимопроверка. Самооценка с помощью “Светофора”.)
— Какое умение мы сейчас проверяли? (Умение решать задачи.)
— Поднимите руку те, кто, оценивая себя, всегда показывал зеленые круги. Молодцы.
— Поднимите руку те, кто, оценивая себя, показывал желтые круги. Хорошо, но нужно быть внимательнее.
Тем, кто иногда поднимал красные круги, нужно еще потренироваться в решении задач.
V. Физкультминутка
Встали пчелки в хоровод,
(Поворот вокруг себя.)
В барабан ударил кот.
(Хлопки в ладоши.)
Стали мыши танцевать —
(Пританцовывают.)
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля —
Так, что начала дрожать
(Наклоны.)
Вся земля, вся земля.
(Рывки руками.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 43.
— Составьте задачу по схеме.
— Как будете решать задачу? (6 — 2 = 4.)
— Следующую задачу решите самостоятельно.
(Проверка. Решение и ответ записаны на доске.)
Решение: 5 + 1 = 6 (к.).
Ответ: 6 карандашей.
(Следующее задание учащиеся выполняют в парах. Вариант 1 объясняет, как увеличить числа на 3, вариант 2 — как уменьшить числа на 3.)
VII. Рефлексия
(Можно использовать КИМы (работа над задачей, задание 6, с. 52—53).)
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы сегодня закрепляли? (Умение решать задачи.)
— Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)
— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить задачу.)