Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение и вычитание вида [ ] + 4, [ ] - 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: познакомить с приемами прибавления и вычитания числа 4; закреплять знание состава числа 4, умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида [ ] + 4, [ ] - 4; использовать знаково-символические средства при решении задач; работать в группах; оценивать себя и корректировать свои действия.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Кто быстрее”
(На доске записаны три столбика примеров (по одному для каждого ряда). Учащиеся по очереди решают примеры. Последний ученик получает ключ, с помощью которого каждый ряд отгадывает зашифрованное слово (чемпион). Выигрывает ряд, который назовет слово первым.)
6 - 3 |
5 - 2 |
7 - 4 |
5 - 3 |
6 - 4 |
4 - 2 |
1 + 4 |
2 + 3 |
3 + 2 |
7 - 3 |
8 - 4 |
6 - 2 |
5 + 2 |
4 + 3 |
1 + 6 |
3 + 3 |
1 + 5 |
2 + 4 |
7 + 2 |
6 + 3 |
5 + 4 |
Ключ
И |
О |
Ч |
П |
Н |
Е |
М |
7 |
6 |
3 |
4 |
9 |
2 |
5 |
2. Работа по карточкам
— Чтобы стать чемпионом, нужно тренироваться. Заполните пустые кольца на штангах так, чтобы числа в сумме давали 4.
(Проверка в парах с проговариванием: 4 — это 3 плюс 1, 4 — это 2 плюс 2, 4 — это 1 плюс 3.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вспомните, как прибавить число 2. (Сначала прибавить 1, потом еще 1.)
— Как прибавить число 3? (Сначала прибавить 2, а потом еще 1 или сначала прибавить 1, а потом еще 2.)
— Что вы помните о составе числа 4? (4 — это 3 и 1, 4 — это 2 и 2, 4 — это 1 и 3.)
— Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы научиться прибавлять и вычитать по 4? (Состав числа 4.)
— Кто может сформулировать тему урока?
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Учитель выставляет две коробки.)
— В двух коробках 2 мяча. Сколько мячей может быть в каждой коробке?
(Учащиеся в ходе коллективной работы предлагают свои способы решения. Учитель делает запись на доске: 4 = 2 + 2, 4 = 1 + 3, 4 = 3 + 1.)
— У Миши уже есть 3 мяча. Ему подарили еще 4. Как узнать, сколько стало мячей у Миши?
— Выложите на парту 3 круга. Нужно добавить еще 4 круга. Как это можно сделать?
(Учащиеся предлагают варианты, учитель делает записи на доске: 3 + 2 + 2 = 7, 3 + 1 + 3 = 7, 3 + 3 + 1 = 7.)
— Сколько всего кругов прибавили? (4.)
— Сколько всего мячей стало у Миши? (7.)
2. Работа по учебнику
— Найдите на с. 8 значок, обозначающий начало урока. Сколько кругов на схеме к задаче? (4.)
— По каким признакам можно разделить фигуры на две группы? (По цвету: синие и красные. По размеру: большие и маленькие. )
— Сколько синих кругов? (1.)
— Сколько красных кругов? (3.)
— Какой состав числа 4 эго иллюстрирует? (4 — это 3 и 1.)
— Сколько больших фигур? (2.)
— Сколько маленьких фигур? (2. )
— Что можно сказать о составе числа 4? (4 — это 2 и 2.)
— Мама готовила котлеты. 6 котлет она уже положила на сковороду, а 4 лежат на разделочной доске. Используя схему и записи под рисунком, объясните, как мама может к 6 котлетам прибавить еще 4. (6 + 2 + 2 = 10, 6 + 3 + 1 = 10, 6 + 1 + 3 = 10.)
— Мама купила 10 яблок, дети съели 4 яблока. Объясните решение примеров, используя запись в учебнике.
(Работа в парах.)
V. Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 8).
— Используя числовой ряд, заполните пропуски и решите примеры.
(Коллективное выполнение с комментированием.)
№ 2, 3 (с. 8).
— Прочитайте задачи.
— Назовите ключевые слова в условии, которые указывают на выбор действия. (На 1 яйцо меньше, на 4 года старше.)
— Что значит “на 1 меньше”? (Это столько же, но без 1.)
— Как вы понимаете слово “старше”: Вере больше или меньше лет? (Больше.)
— Что значит “на 4 больше”? (Это столько же и еще 4.)
(Решения и ответы учащиеся записываю самостоятельно: вариант 1 — № 2, вариант 2 — № 3. Проверка. Один учащийся от каждого варианта проговаривает решение и называет ответ.)
— Кто правильно решил задачу?
— Кому было трудно?
— Кто хочет помочь одноклассникам?
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1 (с. 7).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 8). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Кто хочет назвать решение? (8 — 3 — 1 = 4, 6 — 2 — 2 = 2.)
(Учащиеся с высокой степенью обученности дополнительно выполняют задание на полях.)
— Кто понял новую тему?
— Кто сомневается в своих силах?
— Какое задание вам понравилось выполнять?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке?