Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Закрепление изученного - Урок 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проговаривать и применять изученные вычислительные приемы; осуществлять сравнение объектов наблюдения; сотрудничать при выполнении и проверке заданий; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и корректировать свои действия.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Приведи корабли к причалу”
(Учащиеся выходят к доске и прикрепляют магнит с цифрой к нужному кораблику.)
— Как можно к числу прибавить 4? (Сначала прибавить 3, а потом еще 1. Сначала прибавить 2, а потом еще 2.)
— Как можно из числа вычесть 4? (Сначала вычесть 3, а потом еще 1. Сначала вычесть 2, а потом еще 2.)
2. Работа над задачами*
(Дети выкладывают решение с помощью цифр из разрезного материала.)
• Когда хозяин вышел в сад с ружьем, с одной яблони упали 4 соседа, а с другой — на 3 соседа больше. Сколько соседей упало со второй яблони? (4 + 3 = 7.)
— Что значит “на 3 больше”? (Столько же и еще 3.)
• У Бабы-яги на носу 6 бородавок, а у Кощея Бессмертного на 3 бородавки меньше. Сколько бородавок на носу у Кощея Бессмертного? (6 — 3 = 3.)
— Что значит “на 3 меньше”? (Столько же, но без 3.)
• Толя поспорил с Колей, что съест 5 баночек гуталина, а съел только 3. Сколько баночек гуталина не смог осилить Коля? (5 — 3 = 2.)
— Как узнать остаток? (Вычитанием.)
III. Самоопределение к деятельности
— Что мы повторили в начале урока? (Мы вспомнили, как прибавить и вычесть 4.)
— Что мы повторили при решении задач? (Что значит “на несколько единиц больше или меньше”.)
Эти правила и вычислительные приемы мы сегодня на уроке закрепим.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 9).
— Прочитайте задачу. Как вы понимаете выражение “1 десяток яиц”? (10 яиц.)
— Подумайте, какие слова указывают на выбор действия. (Сколько осталось.)
— Запишите решение задачи в тетрадь.
№ 2 (с. 9).
— Прочитайте задание. Составьте задачу по рисунку.
— Подумайте, какие слова указывают на выбор действия. (На 4 меньше.)
— Запишите решение задачи в тетрадь. (10 — 4 = 6 (п.).)
(Проверка. Два ученика записывают на доске решения и ответы задач № 1 и 2.)
1. Решение: 10 — 4 = 6 (яиц).
Ответ: осталось 6 яиц.
2. Решение: 10 — 4 = 6 (п.).
Ответ: на другой тарелке 6 пирожков.
— Что вас удивило? (Задачи имеют одинаковое решение.)
— Почему? (В первой задаче съели 4яйца, значит, надо вычесть 4. Л во второй задаче на другой тарелке было на 4 пирожка меньше, т. е. 10без 4, поэтому тоже надо вычесть 4.)
V. Физкультминутка
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом ее вперед и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Сейчас мы сравнивали две задачи, т. е. определяли, чем они похожи и чем отличаются. А теперь рассмотрите рисунок на полях и сравните полоски с фигурами.
(Работа в парах.)
— Прежде чем ответить, вспомните, что значит “сравнить”.
(К доске выходит одна пара и рассказывает, чем похожи и чем отличаются полоски с фигурами.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1, 2 (с. 7).
3. Работа по учебнику
№ 5 (с. 9).
(Учитель заранее чертит треугольник на доске.)
— Прочитайте задание.
— Сколько отрезков надо провести? (1.)
— Кто догадался, как это сделать, покажите решение на доске. Объясните, как получили 3 треугольника.
VII. Рефлексия
№ 4 (с. 9).
— Решите второй столбик примеров. Ответы выложите с помощью цифр на парте в столбик.
(Проверка. Ответы записаны на доске.)
— Кто доволен результатом своей работы?
— Какие задания вам было интересно выполнять?
— Какие задания вызвали у вас затруднение?
— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой вычислительный прием мы повторили сегодня на уроке?
* См.: Остер Г.Б. Задачник (Ненаглядное пособие по математике). М.: Росмэк, 1994.