Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
На сколько больше? На сколько меньше? - Урок 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: формировать умение решать задачи на разностное сравнение; закреплять изученные приемы вычислений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на разностное сравнение; создавать модели и схемы для решения задач; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в паре; оценивать себя и корректировать свои действия.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачу.
Росли три дерева: береза, ель и тополь. Береза ниже ели, ель ниже тополя. Какое дерево самое высокое? Какое дерево самое низкое? (Береза ниже ели, ель ниже тополя.)
— Как вы определили?
— Рассмотрите схему. Правильно мы решили задачу?
Береза _________________
Ель _________________
Тополь _________________
— Какой отрезок короче? Какой длиннее?
— Продолжите предложения.
• Если береза ниже ели, то ель... (выше березы).
• Если ель ниже тополя, то тополь... (выше ели).
• Если тополь выше березы, то береза... (ниже тополя).
2. Практическая работа
— Положите в первый ряд 6 квадратов.
— Положите во второй ряд 8 кругов.
— Как узнать, чего больше? (Надо сложить фигуры парами.)
— Сколько кругов осталось без пары? (2.)
— На сколько кругов больше, чем квадратов? (На 2.)
— Что можно сказать о числе квадратов? (Их на 2 меньше, чем кругов.)
III. Самоопределение к деятельности
— Когда о предметах говорят “больше” или “меньше”, значит, их сравнивают. Какие предметы мы сейчас сравнивали?
— Как узнать, чего больше, чего меньше? Как узнать, какой предмет больше, какой меньше? (Наложить предметы друг на друга. Сложить их парами и т. д.)
— Сегодня на уроке мы научимся решать задачи на сравнение. Откройте учебник на с. 10. Прочитайте тему урока. (На сколько больше? На сколько меньше?)
— Найдите значок с началом урока. Прочитайте, чему мы будем учиться. (Решать задачи с вопросами “на сколько больше?”, “на сколько меньше?”.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок. Сколько собак на нем изображено? (4.)
— Сколько тумбочек? (7.)
— На сколько тумбочек больше, чем собак? (На 3.)
— Как вы догадались? (Без собак остались 3 тумбочки.)
— Посмотрите, как это можно изобразить с помощью схемы.
(Схема выполнена на откидной доске.)
— Сколько тумбочек занято собаками? (4.)
— Зачеркнем тумбочки, на которых сидят собаки.
— Уберем квадратов столько, сколько у нас треугольников. Сколько осталось квадратов? (3.)
— На сколько квадратов больше, чем треугольников? (На 3.)
— На сколько тумбочек больше, чем собак? (На 3.)
— На сколько собак меньше, чем тумбочек? (На 3.)
— Какое действие мы выполнили, когда убрали квадраты, которые составили пары с треугольниками? (Вычитание.)
— Сделайте вывод: какое действие надо выполнить, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитание.)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
(Помахать руками на себя.)
Закачалось деревцо.
(Покачаться вправо и влево.)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 10).
(Работа в парах.)
— Что вы сделали, чтобы узнать, на сколько квадратов больше, чем кругов? (Убрали столько квадратов, сколько было кругов.)
— Какое действие надо выполнить, чтобы решить задачу? (Вычитание.)
— Объясните почему. (Мы убираем фигуры.)
№ 2 (с. 10).
— Прочитайте задачу. Назовите условие задачи, вопрос.
— Рассмотрите схему. Сколько треугольников зачеркнули? (Треугольников зачеркнули столько, сколько на схеме кругов.)
— Как узнать, на сколько билетов в цирк больше? (6—4.)
— Незнайка решил задачу вычитанием так: 4 — 6. Согласны вы с его решением? (Нет.)
— Почему? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 6).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 10).)
— Измерьте отрезки.
— Устно решите задачу. Ответ покажите с помощью карточки с цифрой. (3.)
— Кто понял новую тему?
— Кто доволен результатом своей работы?
— Кому было трудно решать задачи?
— Кому нужна помощь товарищей или учителя?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи мы научились решать сегодня на уроке?
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?