Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Вычитание вида 8 – [ ], 9 – [ ] - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: учить выполнять вычисления вида 8 – [ ], 9 – [ ]; отработать ранее изученные приемы сложения и вычитания; готовить к знакомству с составными задачами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 8 – [ ], 9 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Фокусник”
(У учителя мешочек, в котором лежат карточки. На них написаны числа 5, 6, 7, 8 и 9 (несколько карточек с каждым числом). Ученик достает из мешочка любую карточку и называет состав числа, которое на ней указано. Остальные учащиеся с помощью “Светофора” показывают, правильно ли назван состав числа. Затем учитель переходит к следующему ученику. Если какое-то число повторяется, нужно предложить другой вариант представления его в виде суммы двух слагаемых. За правильные ответы учитель дает жетончик — палочку фокусника. Если ученик повторился, он выбывает из игры. После того как учащиеся достанут из мешочка все карточки, к доске выходят лучшие фокусники и называют все способы представления чисел в виде суммы двух слагаемых.)
2. Геометрический материал
— Сколько на рисунках треугольников? Покажите их.
(Ученик, назвавший правильный ответ, выходит к доске и обводит треугольники. Класс считает вслух.)
Ответы: 8, 3, 6.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записано равенство с окошками.)
[ ] + [ ] = 7.
— Подберите числа так, чтобы первое слагаемое было больше второго.
(Учащиеся читают записанные ими примеры разными способами.)
— По записанному вами примеру на сложение составьте два примера на вычитание. Запишите их. Объясните, как вы составили эти примеры.
— Откройте учебник на с. 32. Прочитайте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите схемы на полях, составьте по ним примеры на сложение и вычитание.
— Найдите зеленую таблицу. Пользуясь ею, расскажите, как найти результат в записанных рядом равенствах.
— Какие числа пропущены в красной таблице? Как найти результат в примерах, записанных рядом?
№ 1 (с. 32).
(Сначала учащиеся решают первые три столбика примеров с комментированием. Отработка изученного приема вычитания.)
— Прочитайте решенные примеры разными способами, используя изученную математическую терминологию: уменьшить на..., минус, вычесть, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
— Посмотрите на примеры четвертого столбика. На сколько увеличивается вычитаемое? На сколько увеличивается слагаемое?
— Составьте устно пять следующих примеров. (10 — 5 + 4, 10 — 6 + 5, 10 — 7 + 6, 10 — 8 + 7, 10 — 9 + 8.)
V. Физкультминутка
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки,
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям физкультпривет!
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 32).
(Устное выполнение. Учащиеся по цепочке читают выражения и показывают ответы с помощью карточек.)
№ 3 (с. 32).
(По ходу обсуждения учитель записывает решение на доске.)
— Прочитайте первую задачу. Дополните условие вопросом. (Сколько сказок во второй книге?)
— Назовите решение. (6 — 2 = 4 (с.).)
— Прочитайте вторую задачу. Какое число подставили в условие задачи? (4.)
— Назовите решение. (6 + 4 = 10 (с.).)
— Сколько задач мы решили в цепочке? Какое число мы подставили в условие второй задачи? Почему?
№ 4 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — задача 1, вариант 2 — задача 2. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Обсуждение и проверка.)
*№ 5 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 19).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 32). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. К доске с тетрадью выходит один ученик, читает примеры и ответы. Остальные проверяют работы друг друга, ошибки исправляют карандашом. Если не согласны с ответом, предложенным учеником у доски, показывают красную карточку.)
— Кому было трудно считать? Кому нужна помощь учителя или одноклассников?
— Кто доволен своей работой?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Оцените, как вы разобрались в новом материале, с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?
— Что нужно знать, чтобы выполнить вычитание из чисел 8,9?
— Задачи какого вида мы сегодня решали коллективно? Сколько задач спряталось в этой цепочке?