Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Закрепление приема вычислений вида 8 – [ ], 9 – [ ]. Решение задач - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: развивать умения выполнять вычисления вида 8 – [ ], 9 – [ ], решать задачи изученных видов; готовить к знакомству с составными задачами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 8 – [ ], 9 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; измерять и сравнивать отрезки; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Собери команду”
(Класс делится на три команды. У каждой команды свое число: 7, 8 или 9. По периметру класса разложены карточки, на которых записаны примеры. Задача команд — собрать все карточки с примерами, ответом на которые является их число. Одновременно ищут по одному ученику от каждой команды. Как только ученик находит нужную карточку, он отдает ее капитану и выходит следующий участник. Выигрывает команда, которая быстрее остальных соберет все карточки (если нет ошибок). Количество карточек одинаковое для всех команд.)
Карточки для команды 1: 1 + 6, 2 + 5, 4 + 3, 5 + 2, 6 + 1.
Карточки для команды 2: 1 + 7, 6 + 2, 3 + 5, 4 + 4, 5 + 3.
Карточки для команды 3: 1 + 8, 2 + 7, 3 + 6, 5 + 4, 7 + 2.
2. Геометрический материал
— Какой буквой обозначена ломаная линия?
— Какой буквой обозначена ломаная, состоящая из четырех звеньев?
— Какие отрезки имеют одинаковую длину?
— Сколько отрезков на чертеже?
(Один ученик выходит к доске и обводит отрезки, класс считает.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте задачу и составьте ее решение цепочкой.
(К доске выходят восемь учеников. Учитель читает задачу, а учащиеся у доски иллюстрируют ее. Учитель записывает выражения.)
На перемене в классе находились 8 человек. Двое детей вышли в коридор. Сколько детей осталось?
8 - 2
В классе осталось 6 человек. Потом 3 девочки пошли в библиотеку. Сколько детей осталось?
8 – 2 - 3
В классе осталось 3 человека. Затем 4 мальчика вернулись в класс из буфета. Сколько человек стало?
8 - 2 - 3 + 4 = 7
— Сколько частей в этой цепочке из задач? (Три.)
— Как каждая следующая задача связана с предыдущей? (Ответ предыдущей задачи подставляем в условие следующей.)
— Что нужно сделать, чтобы решить последнюю задачу? (Сначала надо решить две первые задачи и ответ подставить в последнюю задачу.)
— Откройте учебник на с. 33 и прочитайте, чему мы будем учиться на уроке.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 33).
(Устное решение обеих задач.)
— А почему на вешалке было 10 пальто и стало тоже 10? (2 пальто надели, а потом 2 пальто повесили.)
— Сколько частей в этой цепочке задач? (Две.)
№ 2 (с. 33).
— Прочитайте задание. Поставьте вопрос к задаче.
— Решите задачу устно.
№ 3 (с. 33).
— Прочитайте задачу.
— Один ученик записал решение к задаче так: 8 + 6. Он объяснил, что в задаче есть слово “больше”. А это столько же и еще 6. Прав ли этот ученик? (Нет, потому что слово “больше” стоит в вопросе. Спрашивается, на сколько больше, а не говорится о том, что глубоких тарелок на 6 больше.)
V. Физкультминутка
В понедельник я купался,
(Движения руками, выполняемые при плавании.)
А во вторник рисовал,
(Изобразить рисование.)
В среду долго умывался,
(Изобразить умывание.)
А в четверг в футбол играл.
(Бег на месте.)
В пятницу я бегал, прыгал,
(Прыжки на месте.)
Очень долго танцевал.
(Покружиться.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
(Сесть на корточки, руки под щеку.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 4 (с. 33).
(Устное решение примеров по цепочке. Если учащиеся согласны с ответом товарища, они один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)
№ 5 (с. 33).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик выполняет задание у доски.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 19).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 33).)
— Выполните чертеж в тетради и запишите решение.
(Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. С помощью линейки они проверяют точность чертежа соседа. Решение оглашает вслух один ученик.)
— Кто все задачи на уроке решил верно?
— Кто заметил, что стал считать быстрее?
— Кому нужна помощь учителя?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Состав каких чисел мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какую задачу мы сегодня решали коллективно? Сколько задач спряталось в этой цепочке?
— Как вы поняли, что значит “сравнить отрезки”?