Поурочные разработки по алгебре 7 класс - к учебнику Ю.Н. Макарычева - 2014 год
Уравнение и его корни - УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ - ВЫРАЖЕНИЯ, ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ
Цель: сформировать представление об уравнении и его корнях.
Планируемые результаты: освоить основные понятия, связанные с уравнением.
Тип уроков: уроки проблемного изложения.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Работа по теме уроков
План уроков
1. Корни уравнения.
2. Равносильные уравнения.
1. Корни уравнения
Сначала рассмотрим несколько примеров.
Пример 1
Квадрат некоторого числа больше самого числа на 6. Найдем данное число.
Пусть неизвестное число равно х, тогда его квадрат равен х2. Число х, увеличенное на 6, равно х + 6. По условию задачи числа х2 и х + 6 равны. Получаем равенство x2 = х + 6, содержащее переменную х. Это равенство будет верным не при всех значениях х, а только при тех значениях х, которые являются ответом задачи. Такое равенство называют уравнением с одной переменной (или с одним неизвестным) х. Для решения задачи надо найти такие числа, которые обращают равенство х2 = х + 6 в верное. Эти числа х называют решениями уравнения или корнями уравнения. Уравнение х2 = х + 6 имеет два корня: х1 = 3 и х2 = -2. Действительно, при подстановке значения х = 3 в уравнение получаем верное числовое равенство 32 = 3 + 6. При подстановке числа х = -2 в уравнение также получаем верное равенство (-2)2 = -2 + 6.
Пример 2
Со склада вывозят груз на одинаковых машинах. Если загрузить 16 машин, то на складе останется 8 т груза. Если загрузить 14 машин, то на складе останется 32 т груза. Найдем грузоподъемность одной машины и массу груза, хранящегося на складе.
Пусть х т — грузоподъемность одной машины. Тогда 16 машин загружают 16х т груза. Если к этой величине 16х добавим 8 т, оставшихся на складе, то получим массу груза, хранящегося на складе, т. е. 16х + 8. Второе условие задачи: 14 машин загружают 14х т груза. Если к этой величине 14х добавить 32 т, оставшихся на складе, то получим массу груза, хранящегося на складе, т. е. 14х + 32. Приравняем выражения для массы груза, хранящегося на складе, которые получаются из первого и второго условий задачи. Получаем равенство 1бх + 8 = 14х + 32. Это равенство называется уравнением с одним неизвестным х. Уравнение 16х + 8 = 14х + 32 имеет один корень х = 12, так как при подстановке этого значения в уравнение получаем верное числовое равенство 16 ∙ 12 + 8= 14 ∙ 12 + 32 = 200.
Учитывая примеры, сформулируем основные понятия. Равенство между двумя алгебраическими выражениями с одной переменной называют уравнением с одной переменной (или с одним неизвестным).
Корнем уравнения называют значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.
В рассмотренных примерах уравнения имели конечное число корней (два или один). Уравнения также могут иметь бесконечное множество корней или вовсе не иметь корней.
Пример 3
Уравнение 7(х + 3) = 7х + 21, используя распределительное свойство, можно записать в виде 7х + 7 ∙ 3 = 7х + 21 или 7х + 21 = 7х + 21. Видно, что при любом значении х левая часть уравнения равна правой (т. е., по сути, уравнение является тождеством). Поэтому любое число х будет корнем данного уравнения (таких корней бесконечно много).
Пример 4
Уравнение х2 + 1 = -х2 корней не имеет, так как при любых значениях х его левая часть х2 + 1 положительна (т. е. х2 + 1 > 0), а правая часть неположительна (-х2 ≤ 0).
Заметим, что одна из частей уравнения может и не содержать переменной.
Пример 5
Равенства: а) 2х + 7 = 3; б) 5х - 3 = 0; в) 3х2 - 10х = 5; г) 2х2 - 3х + 6 = 0; д) 4 = -х2 + 3х — также являются уравнениями (а, б — линейные, в—д — квадратные).
2. Равносильные уравнения
Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что корней нет. Уравнения, которые имеют одни и те же корни, называют равносильными. Уравнения, которые не имеют корней, также считают равносильными.
Пример 6
а) Уравнения х2 - 5х + 6 = 0 и (х - 2)(х - 3) = 0 являются равносильными, так как каждое из этих уравнений имеет одни и те же корни х1 = 2 и х2 = 3. (Проверьте сами.)
б) Уравнения х2 + 5 = -3 и х2 + 1 = -2 также являются равносильными, так как каждое из этих уравнений корней не имеет (в них левая часть при любых значениях х — величина положительная, а правая часть — отрицательная).
в) Уравнения х2 - 5х + 6 = 0 и х + 4 = 6 не являются равносильными, так как первое уравнение имеет два корня x1 = 2 и х2 = 3, а второе уравнение — только один корень х = 2. Несмотря на то что уравнения имеют один общий корень х = 2, они не считаются равносильными.
Решение уравнения состоит в его постепенной замене более простыми равносильными уравнениями. При решении уравнений используются следующие свойства.
1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному.
Пример 7
Уравнения 6х = 3х + 7 и 6х - 3х = 7 равносильны (перенесли слагаемое 3х в левую часть уравнения).
2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же не равное нулю число, то получится уравнение, равносильное данному.
Пример 8
Уравнения 6х = 3х + 7 и 2х = х + 7/3 равносильны (обе части уравнения разделили на 3).
Эти свойства уравнений основаны на свойствах числовых равенств: если к обеим частям верного равенства прибавить одно и то же число или обе части верного равенства умножить или разделить на одно и то же не равное нулю число, то получится верное равенство.
III. Задания на уроках
№ 111 (а), 112 (б), 113, 115, 117 (а), 118, 120 (а, б), 121 (а).
1. Составьте уравнение, которое имеет корни:
а) 4;
б) 4 и 2;
в) 4, 2 и -3.
2. Равносильны ли уравнения? Объясните почему.
а) 2(х - 3) = 4 и 2х = 10;
б) х - 3 = 0 и (х- 3)(х + 2) = 0;
в) х - 3 = 0 и х2 + 1 = 0;
г) 2х2 + 3 = 0 и х2 + 7 = 0.
IV. Контрольные вопросы
— Что называется уравнением? Приведите примеры уравнений.
— Что называется корнем уравнения? Сколько корней может иметь уравнение? Приведите примеры.
— Какие уравнения называются равносильными?
— Сформулируйте основные свойства уравнений.
V. Подведение итогов уроков
Домашнее задание
№ 111 (б), 112 (а), 114, 116, 117 (б), 119, 120 (в, г), 121 (б).
1. Приведите примеры:
а) равносильных уравнений;
б) неравносильных уравнений.
2. Докажите, что уравнение не имеет корней: