Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
СВОЙСТВА РАВНОБЕДРЕННОГО ТРЕУГОЛЬНИКА - ТРЕУГОЛЬНИКИ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для введения понятий равнобедренного треугольника, равностороннего треугольника, рассмотрения свойств равнобедренного треугольника и демонстрации их применения на практике |
||
Термины и понятия |
Равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, боковые стороны, основание, углы при основании |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания |
Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение; понимают и используют математические средства наглядности. Регулятивные: осознают и принимают цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
||
Организация пространства |
|||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
||
Образовательные ресурсы |
• Задания для самостоятельной работы |
||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Проверить правильность выполнения домашнего задания |
(Ф/И) 1. Обсуждение вопросов учащихся по домашнему заданию. 2. Теоретический опрос учащихся. 3. Самостоятельное решение тестовых заданий с последующей самопроверкой: Дано: АО - медиана ΔАВС, АО = ОК, АВ = 6,3 см, ВС = 6,5 см, АС = 6,7 см. Найти: СК. а) 6,4 см; б) 6,7 см; в) 6,5 см; г) 6,3 см. Дано: ОН и ON - высоты ΔМОК и ΔEOF, ОН = ON, EN = 7,8 см, ОЕ = 8,6 см, НМ = 6,3 см. Найти: МК. а) 13,9 см; б) 14,1 см; в) 14,9 см; г) 16,4 см. 3) В треугольниках АВС и КРМ проведены биссектрисы ВО и причем ΔАВО = ΔКРЕ. Найдите отрезок ЕМ, если АС = 9 см, а ЕМ больше КЕ на 3,8 см. а) 6,4 см; б) 5,4 см; в) 2,6 см; г) 4,8 см. Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 - а |
||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Ввести понятия равнобедренного и равностороннего треугольников, дать представления о свойствах равнобедренного треугольника |
(Ф/И) 1. Понятия равнобедренного и равностороннего треугольников. Определение: Треугольник, две стороны которого равны, называется равнобедренным. Равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона - основанием равнобедренного треугольника. На доске и в тетрадях учащихся - рисунок и запись: ΔАВС - равнобедренный, так как АВ = ВС; АВ, ВС - боковые стороны равнобедренного ΔАВС; АС - основание равнобедренного ΔABC; ∠A, ∠C - углы при основании равнобедренного ΔАВС; ∠B - угол при вершине равнобедренного ΔАВС. Определение: Треугольник, все стороны которого равны, называется равносторонним. 2. Свойство углов при основании равнобедренного треугольника. Теорема: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Дано: ΔАВС, АВ = ВС. Доказать: ∠A = ∠C. Доказательство: Проведем биссектрису из вершины В к основанию АС. (Далее можно предложить учащимся продолжить доказательство самостоятельно, заслушать варианты, обсудить и записать в кратком виде ход доказательства.) (Г) 3. Свойство биссектрисы, проведенной к основанию равнобедренного треугольника. Можно предложить учащимся вывести это свойство самостоятельно, поставив перед ними проблему: “Как известно, биссектриса треугольника делит его угол пополам. Но в равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, обладает еще одним очень важным свойством. В чем заключается это свойство?” Работа проводится в группах по 3-4 человека с последующим обсуждением этого свойства с доказательством. При обсуждении важно затронуть вопросы: - Каждая ли биссектриса равнобедренного треугольника является его высотой и медианой? - Является ли высота равнобедренного треугольника его биссектрисой и медианой? Если да, то какая из трех? |
||
III этап. Творческое задание |
|||
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
||
Способствовать исследованию свойств медиан и высот равнобедренного треугольника в ходе выполнения заданий творческого характера |
(И) Вариант I Исследуйте медианы равнобедренного треугольника и перечислите все их особенности и свойства. Вариант II Исследуйте высоты равнобедренного треугольника и перечислите все их особенности и свойства. Далее проходит обсуждение свойств медианы и высоты равнобедренного треугольника |
||
IV этап. Решение задач |
|||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Совершенствовать навыки решения задач на применение изученных фактов |
(Ф/И) 1. Решить задачи № 108 и 112 на доске и в тетрадях. 2. Решить № 116 (устно). 3. Решить задачу (устно). В равнобедренном треугольнике сумма всех углов равна 180°. Найдите углы этого треугольника, если известно, что: а) один из них равен 105°; б) один из них равен 38° (рассмотреть два случая) |
№ 108. Дано: ΔАВС, АВ = АС, РАВС = 40 см, ΔBCD, DB = DC = ВС, РBCD= 45 см. Найти: АВ и ВС. Решение: 1) РАВС = АВ + ВС + АС = ВС + 2АВ (так как ΔАВС равнобедренный), 40 = ВС + 2АВ. 2) РВСD = DB + ВС + CD = 3ВС (так как ΔDBCравносторонний), 45 = 3ВС, тогда ВС = 15 см. 40 = 15 + 2 АВ. 2АВ = 25, тогда АВ = 12,5 см. Ответ: 12,5 см. № 112. Дано: АВ = ВС, ∠1 = 130°. Найти: ∠2. Решение: 1) ∠1 и ∠ACB - смежные, значит, ∠1 + ∠ACB = 180°, тогда ∠АСВ = 180° - 130° = 50°. 2) Так как ΔАВС - равнобедренный, АВ = ВС (по усл.), то ∠BAC= ∠АСВ = 50°. 3) Так как ∠2 = ∠BAC, как вертикальные, ∠2 = 50°. Ответ: 50° |
|
V этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
(Ф/И) - Что узнали об углах равнобедренного треугольника? Равностороннего треугольника? - Перечислите свойства равнобедренного и равностороннего треугольников. - Задайте три вопроса по теме урока |
(И) Домашнее задание: изучить п. 18 с доказательством теоремы об углах при основании равнобедренного треугольника; ответить на вопросы 10-12 на с. 50; решить задачи № 104, 107 и 117 |