Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - Урок 7 - ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для приведения в систему знаний учащихся по изученной теме, для формирования у учащихся четкого понимания того, когда в задаче нужно применить признак параллельности двух прямых, а когда - свойство параллельных прямых; для подготовки к контрольной работе |
||
Термины и понятия |
Параллельные прямые, аксиома, свойства параллельных прямых |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
Умеют работать с геометрическим текстом, анализировать его, извлекать необходимую информацию |
Познавательные: владеют логическими действиями. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки, осуществляют контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносят необходимые коррективы. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, находить общее решение и разрешать конфликты. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
||
Организация пространства |
|||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||
Образовательные ресурсы |
• Тест. • Задания для домашней работы |
||
I этап. Активизация опорных знаний учащихся |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Систематизировать теоретические знания по теме |
(Ф/И) 1. Ответить на вопросы по домашнему заданию. 2. Решить тест (каждое из заданий № 1, 2 оценивается в 4 балла). 1) Выберите верные утверждения. а) Параллельные лучи лежат на параллельных прямых. б) Если накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. в) Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны 122°, то прямые параллельны. г) Если прямая а перпендикулярна прямой с, а прямая с перпендикулярна прямой b, то прямые а и b пересекаются. 2. По данным рисунка докажите, что прямые с и а параллельны. Ответ: 1) а, б, в |
||
II этап. Решение задач |
|||
Цель деятельности |
Тестовые задания |
||
Совершенствовать навыки решения задач |
(Ф/И) Решить тест с самопроверкой (см. Ресурсный материал) |
||
III этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
(Ф/И). - Оцените свою работу на уроке. - Составьте синквейн к уроку |
(И) Домашнее задание: решить задачи (задачи даны на карточках). Дано: АС || BD, СК || DM, ∠ACК = 48°, ∠CDK в 3 раза больше ∠EDM. Найти: ZKDE. Дано: АЕ - биссектриса ΔABC, AD = DE, АЕ = ЕС, ∠ACB = 37°. Найти: ∠BDE. |
||
Ресурсный материал
Тест
Часть 1
А1. На рисунке 1 секущей является прямая...
а) а;
б) с;
в) 6;
г) а или с.
А2. Для угла 4 накрест лежащим будет угол...
а) 2;
б) 5;
в) 6;
г) 7.
А3. На рисунке 3 углы 1 и 2 являются...
а) односторонними;
б) накрест лежащими;
в) соответственными;
г) смежными.
А4. Дан равносторонний треугольник BCD. Через вершину D провести прямых, параллельных прямой ВС.
а) можно две;
б) можно бесконечное множество;
в) нельзя ни одной;
г) можно одну.
А5. На рисунке 4 ∠1 = 54°. Прямые а и b будут параллельными, если ∠2 равен...
а) 54°;
б) 54° или 126°;
в) 126°;
г) 36°.
А6. Прямые будут параллельными на рисунке:
А7. На рисунке а, b, с пересечены секущей d. Параллельными прямыми будут прямые...
а) а и b;
б) b и с;
в) а и с;
г) а, b и с.
А8. Верным является высказывание:
а) Если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма накрест лежащих углов равна 180°.
б) Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы в сумме составляют 180°, то прямые параллельны.
в) Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.
г) Если две прямые параллельны третьей прямой, то они перпендикулярны.
Часть 2
В1. Прямые а и b, изображенные на рисунке, являются _____________________________
В2. Из всех углов, изображенных на рисунке, односторонними углами являются углы _______
В3. На рисунке ∠1 = 135°, ∠2 = 45°. Тогда прямые m и n будут ____________________________
В4. На рисунке а || b, ∠3 = 108°. Тогда ∠1 = ________________
В5. На рисунке а || b, ∠1 на 50° меньше ∠3. Тогда ∠2 = ________________
В6. На рисунке прямые а и b параллельны, ∠1 = 80°, ∠3 = 50°. Тогда ∠2 = ________________
В7. На рисунке через вершину С треугольника BCD проведена прямая KL, параллельная стороне треугольника BD. При этом ∠BCK = 56°, ∠DCL = 64°. Тогда средним углом треугольника будет угол ___________________________________
Часть 3
С1. Отрезок DM - биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, пересекающая сторону DE в точке N так, что DN = MN. Вычислите градусные меры углов треугольника DMN, если ∠CDE = 76°.
Ответы:
Часть 1
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
в |
б |
а |
г |
а |
а |
г |
в |
Часть 2
В1 |
В2 |
B3 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
Пересекающимися |
3 и 5, 4 и 8 |
Параллельными |
108° |
65° |
30° |
∠C = 60° |
Часть 3
С1. Возможный вариант оформления решения задачи.
1) DM - биссектриса треугольника, поэтому ∠CDM = ∠MDE = 38°.
2) DN = MN, поэтому треугольник DNMявляется равнобедренным, а значит, ∠MDN = ∠DMN = 38°.
3) Углы DMN и CDM являются накрест лежащими углами при прямых CD и MN и секущей DM, а так как внутренние накрест лежащие углы при прямых CD и MN и секущей DM равны, то прямые DC и MN будут параллельны.
4) Углы CDN и MND являются односторонними при параллельных прямых CD и MN и секущей DE, поэтому сумма углов равна 180°. А значит, ∠DNM = 180° - 76° = 104°.
5) Таким образом, углы треугольника DNM будут равны 104°, 38°, 38°.