Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цель деятельности учителя |
Создать условия для доказательства теоремы о сумме углов треугольника, следствия из нее; для введения понятий остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников; для рассмотрения задачи на применение доказанных утверждений |
|||
Термины и понятия |
Треугольник, противолежащий угол, противолежащая сторона, прилежащий угол и сторона, остроугольный треугольник, тупоугольный, прямоугольный треугольник |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам изучаемых понятий |
Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умеют отличать гипотезу от факта. Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем. Личностные: проявляют критичность мышления |
|||
Организация пространства |
||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
|||
Образовательные ресурсы |
• Чертежи к задачам |
|||
I этап. Анализ результатов контрольной работы |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Проанализировать и откорректировать ошибки, допущенные в контрольной работе |
(Ф/И) 1. Проанализировать характерные ошибки, допущенные в контрольной работе. 2. Выполнить работу над ошибками |
|||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||
Цель деятельности |
Постановка учебной задачи |
|||
Подготовить к восприятию нового материала |
(И) Решение задач по готовым чертежам. Учащимся дается 2-3 минуты на обдумывание, а затем обсуждаются возможные варианты решений. Дано: AF || BD, АВ = BF, ∠B = 30°. Доказать: BD - биссектриса ∠CBF. Найти: ∠A, ∠F, сумму углов ΔABF. Дано: DE || AC. Найти: сумму углов ΔАВС. (Ф) После решения данных задач учитель задает вопрос, в обсуждении которого должен участвовать весь класс. - Случайно ли сумма углов треугольника АВС оказалась равной 180°, или этим свойством обладает любой треугольник? (У каждого треугольника сумма углов равна 180°.) - Это утверждение носит название теоремы о сумме углов треугольника. Итак, тема сегодняшнего урока - “Сумма углов треугольника” |
|||
Изучение нового материала |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Доказать теорему о сумме углов треугольника, рассмотреть следствия, ввести понятия остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников |
(Ф) 1. Доказательство теоремы о сумме углов треугольника (рис. 125 учебника). 2. Решение задач № 223 (а, б, г), 225, 226 (устно). 3. Перед введением классификации треугольников по углам (п. 31) учащимся задается вопрос: “Может ли треугольник иметь: а) два прямых угла; б) два тупых угла; в) один прямой и один тупой угол?”. Ответы должны быть обоснованы с помощью теоремы о сумме углов треугольника. 4. Запись в тетрадях вывода из данных ответов (следствие из теоремы о сумме углов треугольника): в любом треугольнике либо все три угла острые, либо два угла острые, а третий - тупой или прямой. 5. Ввести понятия остроугольного, тупоугольного и прямоугольного треугольников и обратить внимание учащихся на названия сторон прямоугольного треугольника - гипотенуза и катет (рис. 126 учебника, модели треугольников) |
|||
III этап. Решение задач на закрепление изученного материала |
||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
При решении простейших задач отработать применение изученной теоремы |
(Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачи № 227 и 224 на доске и в тетрадях. 2. Решить задачу № 228 (а, в) на доске и в тетрадях. 3. Решить задачу № 229 на доске и в тетрадях |
№ 227. а) Дано: ΔАВС, АВ = ВС, ∠A > ∠B в 2 раза. Найти: ∠A, ∠В, ∠C. Решение: Примем ∠B = x°, следовательно, ∠A = ∠C= 2х°. Так как ∠A + ∠B + ∠C = 180°, то 2х + х + 2х = 180°, тогда 5х = 180°, тогда х = 36°. ∠B = 36°, ∠A = ∠C = 72°. б) Дано: ΔАВС, АВ = ВС, ∠C < ∠BCD в 3 раза. Найти: ∠A, ∠B, ∠C. Решение: Примем ∠C = x°, следовательно, ∠A = х°, ∠BCD = 3х°. Так как ∠BCD = ∠A + ∠B(свойство внешнего угла), то ∠B = 3x - х = 2х. ∠A + ∠B + ∠C = 180°, тогда: х + 2х + х = 180°, 4x =180°, х = 45°. ∠A = ∠C = 45°, ∠B = 90°. № 224. Дано: ΔAВС, ∠A : ∠B : ∠C= 2:3:4. Найти: ∠A, ∠B, ∠C. Решение: Примем 1 часть - x°, следовательно, ∠A = 2х°, ∠B = 3x°, ∠C = 4х°. Так как ∠A + ∠B + ∠C = 180°, то 2х + 3х + 4х = 180, тогда: 9х = 180°, x = 20°. 20° приходится на 1 часть. ∠A = 2 ∙ 20° = 40°, ∠B = 3 ∙ 20° = 60°, ∠C = 4 ∙ 20° = 80°. Ответ: 40°, 60°, 80°. № 228. 1) Рассмотрим два случая: а) Угол при основании равен 40°, тогда второй угол при основании равнобедренного треугольника тоже равен 40°; значит, угол при вершине равен 180° - (40° + 40°) = 100°. б) Угол при вершине равен 40°, тогда углы при основании равны (180° - 40°) : 2 = 70°. Ответ: 40°, 40°, 100° или 40°, 70°, 70°. 2) Опираемся на доказанное в задаче № 226 утверждение: углы при основании равнобедренного треугольника острые. Значит, угол при вершине равен 100°, а углы при основании равны (180° - 100°): 2 = 40°. Ответ: 100°, 40° и 40°. № 229. Дано: ΔАВС, АВ = ВС, AD - биссектриса ∠А, ∠C= 50°. Найти: ∠ADC. Решение: 1) Так как ΔАВС - равнобедренный, то ∠A= ∠C = 50°. 2) Так как AD - биссектриса ∠A, то ∠BAD= ∠DAC = 25°. 3) Рассмотрим ΔADC: ∠DAC + ∠ADC + ∠C = 180°, тогда: 25° + ∠ADC + 50° = 180°, ∠ADC = 180° - 75°, ∠ADC = 105°. Ответ: 105° |
||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
(Ф/И) - Что нового узнали на уроке? - Составьте синквейн к уроку |
(И) Домашнее задание: изучить пункты 30-31; ответить на вопросы 1, 3, 4, 5 на с. 89; решить задачи № 223 (в), 228 (б), 230 |