Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цель деятельности учителя |
Создать условия для рассмотрения свойств прямоугольных треугольников, обучения решению задач на применение свойств прямоугольных треугольников |
|
Термины и понятия |
Треугольник, противолежащий угол, катеты, гипотенуза |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания |
Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки. Регулятивные: умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
|
Организация пространства |
||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
|
Образовательные ресурсы |
• Задания для самостоятельной, групповой работы. • Чертежи к задачам |
|
I этап. Мотивация к деятельности |
||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|
Подготовить учащихся к восприятию новой темы |
(Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачи по готовым чертежам. |
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
||
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
|
Рассмотреть свойства прямоугольных треугольников |
(Ф/И) Можно сформулировать свойства прямоугольного треугольника в виде задач на доказательство и предложить учащимся решить их самостоятельно. (Задачу 1 можно предложить менее подготовленным учащимся, остальных детей разделить на два варианта и предложить варианту I решить задачу 2, варианту II - задачу 3. На решение задачи отводится 5-7 минут. Через 2-3 минуты от начала решения можно дать подсказку для решения задач 2 и 3: достройте свой треугольник до равностороннего с боковой стороной, равной гипотенузе.) 3адача 1. Докажите, что в прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90°. Задача 2. Докажите, что в прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы. Задач а 3. Докажите, что если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30°. Необходимо заслушать различные способы решения данных задач, выбрать наиболее рациональный способ и отметить, что эти три утверждения являются свойствами прямоугольных треугольников |
|
III этап. Решение задач на закрепление изученного материала |
||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Научить применять изученные свойства при решении задач |
(Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачи по готовым чертежам на доске (устно). Дано: ΔАВС. Найти: углы ΔАВС. Дано: а || b. Найти: углы ΔMON. 2. Решить задачу № 254 (устно). 3. Решить задачу № 255 на доске и в тетрадях. 4. Решить задачу № 257 на доске и в тетрадях. (П) 5. Решить задачу № 260 (в парах). (Г) 6. Решить задачи. Задача 1. Найти углы прямоугольного треугольника, если угол между биссектрисой и высотой, проведенными из вершины прямого угла, равен 15°. Задача 2. В равнобедренном треугольнике один из углов равен 120°, а основание равно 4 см. Найдите высоту, проведенную к боковой стороне |
№ 254. Дано: ΔАВС - равнобедренный, ∠С = 90°, ∠Z = ∠B. Найти: ∠А, ∠В. Решение: 1) ∠А + ∠В = 90° (свойство прямоугольного треугольника), ∠А = ∠В, следовательно, ∠А = ∠В = 90° : 2 = 45°. Ответ: 45°, 45°. № 255. Дано: ΔCDE - равнобедренный, CD = DE, СЕ - высота, ∠D = 54°. Найти: ∠ECF. Решение: 1) Так как CD = DE, то ∠С = ∠Е. ∠С + ∠Е = 180° - AD (по свойству суммы углов треугольника); ∠С + ∠Е = 180° - 54°, АС = АЕ = 126° : 2 = 63°. 2) ∠FCD = 90° - ∠D (по свойству прямоугольного треугольника); ∠FCD = 90° - 54° = 26°. 3) ∠ECF = ∠С - ∠FCD, ∠ECF = 63° - 26° = 37°. Ответ: 37°. № 257. Дано: ΔАВС, ∠C = 90°, внешний угол при ∠A = 120°, АС + АВ = 18 см. Найти: АС, АВ. Решение: 1) По свойству смежных углов, ∠BAC = 180° - 120° = 60°. 2) ∠B = 90° - ∠A (по свойству прямоугольного треугольника), ∠B = 90° - 60° = 30°, и тогда, по свойству прямоугольного треугольника 3) АС + АВ = 18, АВ = 2АС, тогда АС + 2АС = 18, тогда АС = 6 см. AB = 2 ∙ 6 = 12 см. Ответ: 6 см, 12 см. № 260. Дано: ΔABC - равнобедренный, АВ = ВС = 15,2 см, ВВ1 - высота, ВВ1 = 7,6 см. Найти: углы ΔАВС. Решение: 1) так как значит, по свойству прямоугольного треугольника, ∠BCB1 = 30°. 2) Так как ΔАВС - равнобедренный, то ∠BAC также 30°, a ∠ABC = 180° - ∠A - ∠C = 180° - 30° - 30° = 120°. Ответ: 30°, 30°, 120°. Задача 1. Решение: CD - биссектриса, СН - высота, ∠DCH = 15°, ∠DCA = 45°, тогда ∠HCA = 30°. ΔНСА - прямоугольный, в нем ∠HCA = 30°, тогда ∠CAH = 60°. ΔАВС - прямоугольный, в нем ∠A = 60°, тогда ∠B = 30°. Ответ: 30°. Задача 2. Решение: 120° - угол при вершине равнобедренного треугольника, тогда ∠A = ∠C = 30°. АН - высота ΔАВС, тогда ΔАНС - прямоугольный, в нем ∠C = 30°, значит, Ответ: 2 см |
IV этап. Итоги урока |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
(Ф/И) - Какие свойства прямоугольных треугольников узнали на уроке? - Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе |
(И) Домашнее задание: выучить материал пунктов 30-35; ответить на вопросы 1-9 на с. 88; решить задачи № 242, 250 (б, в) |