Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
ПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цели деятельности учителя |
Создать условия для доказательства признаков равенства прямоугольных треугольников и демонстрации их применения при решении задач |
|||
Термины и понятия |
Треугольник, противолежащий угол, катеты, гипотенуза |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания |
Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, понимать и использовать математические средства наглядности. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
|||
Организация пространства |
||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
|||
Образовательные ресурсы |
• Задания для фронтальной работы |
|||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Проверить уровень усвоения теоретического материала |
(Ф/И) 1. Ответить на вопросы учащихся по домашнему заданию. 2. Сформулировать свойства прямоугольных треугольников. 3. Вспомнить признаки равенства треугольников. 4. Решить задачу. Гипотенузы BD и АС прямоугольных треугольников BAD и АВС с общим катетом АВ и с равными катетами AD и ВС пересекаются в точке О. Докажите, что треугольник АОВ равнобедренный. 5. Заполнить пропуски в решении задачи. Высота и медиана, проведенные из одной вершины треугольника, разделили его угол на три равные части. Найдите углы треугольника. Решение: Пусть СН - высота, СМ - медиана ∠АВС, ∠1 = ∠2 = ∠3. Проведем ОМ А. СВ, тогда ΔАСН = ΔМСН по ... ΔАСМН = ΔСМО по ... Тогда Ответ: ∠Z = 60°, ∠В = 30°, ∠С = 90° |
|||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||
Рассмотреть и доказать признаки равенства прямоугольных треугольников |
(Ф/И) 1. Доказательство признаков равенства прямоугольных треугольников по двум катетам, по катету и прилежащему острому углу, по гипотенузе и острому углу с опорой на признаки равенства треугольников (устно; самостоятельно). 2. Доказательство признака равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и острому углу по моделям равных прямоугольных треугольников (устно). 3. Доказательство признака равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету (по рис. 133 учебника) (проводит учитель, так как доказательство этого признака требует дополнительных построений и непростых логических рассуждений) |
|||
III этап. Учебно-познавательная деятельность |
||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Научить применять изученные признаки при решении задач |
(Ф/И) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачу № 261 на доске и в тетрадях. 2. Сформулировать и доказать признак равенства прямоугольных треугольников по катету и противолежащему углу (задача № 268) (самостоятельно). 3. Решить задачу № 269 на доске и в тетрадях. 4. Решить задачу. Докажите, что если треугольник прямоугольный, то медиана, проведенная из вершины прямого угла, равна половине гипотенузы. Доказательство: ΔСВМ - равнобедренный. ΔСМА - равнобедренный (по усл.), следовательно, по свойству равнобедренного треугольника ∠1 = ∠2, ∠3 = ∠4. ∠1 + ∠2 + ∠3 + ∠4 = 180°, 2∠2 + 2∠4 = 180°, ∠2 + ∠4 = 90°, следовательно, ΔАВС - прямоугольный. 5. Решить задачу. Дано: СМ = ВМ = МА. Доказать: ΔАВС - прямоугольный. Доказательство: Пусть СМ ≠ МА и СМ ≠ МВ. Для определенности пусть СМ > МА, тогда СМ > МВ, следовательно, ∠4 > ∠3, ∠1 > ∠2, но ∠1 + ∠4 = 90°, тогда ∠2 + ∠3 < 90°, что противоречит тому, что ∠C = 90°. Таким же образом можно получить противоречие для случая СМ < МА, СМ < МВ. Значит, СМ = МА = МВ. После обсуждения нужно отметить, что эти две задачи иллюстрируют свойства прямоугольных треугольников |
№ 261. Дано: ΔАВС - равнобедренный, АВ = ВС, АА1, СС1 - высоты. Доказать: АА1 = СС1. Доказательство: 2) ΔА1АС и ΔC1CА: АС - общая, ∠А1АС= ∠С1СА (из п. 1), ∠С1АС = ∠А1СА (АВ = ВС). ΔА1АС = ΔС1СА (по стороне и двум прилежащим углам), тогда АА1 = СС1 (по определению равных треугольников), что и требовалось доказать. № 268. Дано: ΔАВС и ΔА1В1С1, ∠C = ∠C1 = 90°, ∠B = ∠B1, АС = A1C1. Доказать: ΔАВС = ΔА1В1С1. Доказательство: 2) Рассмотрим ΔABC и ΔA1B1C1. AC = A1C1 (по усл.), ∠C = ∠C1 (по усл.), ∠A = ∠A1 (из п. 1), следовательно, ABC = ΔA1B1C1, что и требовалось доказать. № 269. Дано: ΔАВС и ΔА1В1С1, ∠A = ∠A1, ∠B = ∠B1, ВН, В1Н1 - высоты, ВН = В1Н1. Доказать: ΔАВС = ΔА1В1С1. Доказательство: 1) Рассмотрим ΔАВН и ΔА1В1Н1. ВН = В1Н1, ∠A = ∠A1, следовательно, ΔАВН = ΔА1В1Н1 (по катету и острому углу), тогда АВ = А1В1, (по определению равных треугольников). 2) Рассмотрим ΔАВС и ΔА1В1С1. АВ = А1В1, (из п. 1), ∠A = ∠A1 (по усл.), ∠B = ∠B1 (по усл.), следовательно, ΔАВС = ΔA1В1C1 (по стороне и прилежащим углам) |
||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
(Ф/И) - Перечислите свойства прямоугольных треугольников. - Перечислите признаки равенства прямоугольных треугольников. - Оцените свою работу на уроке. - Составьте синквейн к уроку |
(И) Домашнее задание: изучить п. 36; ответить на вопросы 12-13 на с. 88-89; решить задачи № 262, 264 |