Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - Урок 11 - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цели деятельности учителя |
Создать условия для обучения учащихся решению задач на построение с помощью циркуля и линейки |
||
Термины и понятия |
Угол, окружность, дуга окружности, отрезок |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
Имеют систематические знания о плоских фигурах и их свойствах, владеют умением применять систематические знания o них для решения геометрических и практических задач |
Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: умеют осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
||
Организация пространства |
|||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||
Образовательные ресурсы |
|||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Систематизировать полученные знания |
(Ф/И) 1. Ответить на вопросы учащихся по выполнению домашнего задания. 2. Организовать решение задач № 285, 291 (д) с последующим обсуждением (дать учащимся на каждую задачу 2-3 минуты; решение записывается в тетрадях и на доске) |
№ 285. Построение: 1) Построим прямую l, перпендикулярную прямой b и проходящую через произвольную точку X прямой b. 2) Отложим от точки X на прямой l отрезок XY, равный PQ. 3) Построим прямую с, перпендикулярную прямой l и проходящую через точку Y. 4) Точку пересечения а и с обозначим А. Точка А прямой а удалена от прямой b на расстояние PQ, то есть А - искомая точка. Задача имеет два решения: отрезок XY на прямой l можно отложить в разные стороны от прямой b. № 291 (д). Дано: медиана PQ, проведенная к основанию; основание равнобедренного треугольника ST. Построение: Так как медиана, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, является его высотой, то ход построения будет следующим: 1) На прямой а отложим отрезок АВ, равный ST. 2) Построим середину отрезка АВ - точку М 3) Через точку М построим прямую b, перпендикулярную прямой а, и отложим на этой прямой b от точки М отрезок МС, равный PQ. 4) Соединим точки А и С, В и С отрезками. ΔАВС - искомый. Задача имеет два решения: на прямой b от точки М можно отложить два отрезка, равных PQ. |
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Изучить новый материал |
(Ф/И) 1. Разобрать решение задачи № 3 на доске и в тетрадях (с. 84-85). 2. Построить треугольник по трем сторонам (рис. 141 и решение задачи на с. 85 учебника). Провести исследование, всегда ли задача № 3 имеет решение |
||
III этап. Решение задач |
|||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Совершенствовать навыки в решении задач |
(Ф/И) Организует деятельность учащихся: решение задач № 289, 290, 292 на доске и в тетрадях |
№ 289. Дано: Построить ΔAВС: АВ = PQ, ∠A = hk, ∠B = 1/2h1k1. Анализ: Ход построения: 1) Отрезок АВ = PQ; 2) ∠A = hk; 3) 4) стороны ∠A и ∠B пересекаются в точке С; 5) ΔАВС - искомый. № 290. а) Дано: Построить ΔАВС: ∠C = 90°, АС = а, СВ = b. Анализ: Ход построения: 1) Построить прямой угол С; 2) на одной стороне отложить отрезок АС = а, а на другой - СВ = b; 3) соединить отрезком А и В; 4) ΔАВС - искомый. б) Дано: Построить ΔАВС: ∠C = 90°, ∠A = а, АС = а. Анализ: Ход построения: 1) Построить прямой угол С; 2) отложить на стороне угла АС = а; 3) построить ∠A = а; 4) стороны ∠A и ∠C пересекаются в точке В; 5) ΔАВС - искомый. № 292. Дано: а) Построить ΔАВС: АВ = P1Q1, ВС = P2Q2, АС = 2P3Q3. Анализ: Ход построения: 1) Отрезок АВ = P1Q1; 2) окружность с центром А и R = P2Q2; 3) окружность с центром В и R = 2P3Q3; 4) эти две окружности пересекаются в точке С; 5) ΔАВС - искомый. б) Построить ΔАВС: АВ = 2P1Q1, ВС = P2Q2, АС = 3/2P3Q3. Анализ: Ход построения: 1) ВС = P2Q2, 2) окружность с центром В и R = 2P1Q1; 3) окружность с центром С и R = 3/2P3Q3; 4) окружности пересекаются в точке A; 5) ΔАВС - искомый. Указание: нужно помнить, что сумма длин двух сторон треугольника должна быть больше длины третьей стороны |
|
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
(Ф/И) - Оцените свою работу на уроке. - Закончите фразы: • Я познакомился с... • Было непросто... • Я добился... • У меня получилось... • Хотелось бы... • Мне запомнилось... • Я попробую... |
(И) Домашнее задание: пункты 38-39; вопросы 14-20 на с. 89; решить задачи № 273, 287, 288, 291 (а, б, г), 293 (разобрана в учебнике на с. 87-88) |