Геометрия 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015 год
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - Урок 13 - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
Цели деятельности учителя |
Создать условия для обучения учащихся решению задач на построение с помощью циркуля и линейки, для подготовки к контрольной работе |
|
Термины и понятия |
Угол, окружность, дуга окружности, отрезок, искомый треугольник |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|
Закрепляют систематические знания о плоских фигурах и их свойствах; владеют умениями применять систематические знания о них для геометрических и практических задач, решать задачи на построение |
Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: осуществляют контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносят необходимые коррективы; умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Коммуникативные: умеют работать в сотрудничестве с учителем, в группе. Личностные: осознают важность и необходимость изучения предмета |
|
Организация пространства |
||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
|
Образовательные ресурсы |
• Задание для фронтальной работы |
|
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
|
Систематизировать знания |
(Ф/И) 1. Проверить выполнение домашнего задания. Для этого вызвать к доске двоих учащихся. № 294. Дано: Построить ΔАВС: АВ = b, АС = a, CD = с, CD ⊥ АВ. Анализ: Ход построения: 1) Прямой угол D; 2) на одной стороне отложить отрезок DC = h; 3) окружность с центром в точке С и R = а; 4) окружность пересечет другую сторону прямого ∠D в точке А; 5) отложить АВ = b; 6) ΔАВС - искомый. № 295. Дано: Построить ΔАВС. Анализ: Ход построения: 1) Отрезок АВ = а; 2) середина АВ - точка D; 3) окружность с центром в точке D и R = m и окружность с центром в точке А и R1 = b; 4) окружности пересекаются в точке С; 5) соединить отрезком точки В и С; 6) ΔАВС - искомый. 2. Сообщить результаты самостоятельной работы |
|
II этап. Решение задач |
||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Совершенствовать навыки решения задач |
(Г) Организует деятельность учащихся. 1. Решить задачи по группам: № 301, 302, 308, 315, 316 (можно предложить группам самим выбрать задачу). (Ф/И) 2. Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе и внешнему углу при вершине острого угла. Решение: Начертим данные отрезок PQ и угол hk. Построение: 1) Проведем прямую, отметим на ней точку В и отложим отрезок ВС, равный PQ. 2) Отложим от луча BD, являющегося продолжением луча ВС, угол DBM, равный углу hk. 3) Построим прямую, проходящую через точку С и перпендикулярную к прямой ВМ, и обозначим буквой А точку пересечения этой прямой с лучом ВМ. Треугольник АВС – искомый. Доказательство (устно): По построению треугольник АВС - прямоугольный, гипотенуза ВС равна данному отрезку PQ и внешний угол ABD треугольника равен данному углу hk. Таким образом, построенный треугольник А ВС удовлетворяет всем условиям задачи. Указание: задача имеет решение только в том случае, когда данный угол hk тупой. Желательно, чтобы учащиеся сами обосновали справедливость этого утверждения |
№ 301. Дано: АН ⊥ а, АМ1, АМ2 – наклонные. а) Доказать: АМ1 = АМ2, если НM1 = НМ2. Рассмотрим ΔАНМ1 и ΔАНМ2: АН - общая, НМ1 = НМ2 (по усл.), ΔАНМ1 = ΔАНМ2 (по катетам), тогда АМ1= АМ2, что и требовалось доказать. б) Доказать: АМ1 < АМ2, если НМ1 < НМ2. 1) В ΔАНМ1: ∠H = 90°, значит, ∠1 - острый. 2) B ΔАНМ2: ∠H = 90°, значит, ∠2 - острый. 3) В ΔАМ1М2: ∠2 - острый, ∠3 - тупой (как смежный с острым), значит АМ2 > АМ1, что и требовалось доказать. № 302. Дано: АН ⊥ а, АМ1, АМ2 – наклонные. а) Доказать: НМ1 = НМ2, если АМ1 = AM2. Рассмотрим ΔАНМ1 и ΔAHM2: АН - общая, АМ1 = AM2 (по усл.), ΔАНМ1 = ΔАНМ2 (по катету и гипотенузе), тогда НМ1 = НМ2. б) Доказать: НМ1 < НМ2, если АМ1 < АМ2. 1) Примем НМ1 не < НМ2, то есть НМ1 > НМ2 или НМ1 = НМ2. 2) Если НМ1 = НМ2, то получим результат аналогично 301 (а), что противоречит условию АМ1 < АМ2, значит, предположение НМ1 = НМ2 неверно. 3) Если НМ1 > НМ2, то, по 301 (б), получим АМ1 > АМ2, значит, предположение НМ1 > НМ2 неверно. Вывод: НМ1 < HM2. № 308. Дано: ΔABC - равнобедренный, АС = 37 см - основание, внешний угол при вершине В равен 60°. Найти: расстояние от вершины С до прямой АВ. Решение: 1) ΔАВС - равнобедренный; по задаче 232,2∠A = 60°, следовательно, ∠А = 30°. 2) ΔСНА - прямоугольный (по условию), ∠А = 30°, следовательно, по свойству, № 315. Построить при помощи циркуля и линейки угол, равный: а) 30°; б) 60°; в) 15°; г) 120°; д) 150°; е) 135°; ж) 75°; и) 105. а) Ход построения: 1) Возьмем произвольную прямую а и произвольную точку А ∈ а; 2) строим прямую b так, чтобы А ∈ b и а ⊥ b (по задаче о построении перпендикулярных прямых); 3) находим точку В, чтобы В ∈ b и АВ - произвольной длины; 4) строим окружность w с центром в точке В и радиусом, равным 2АВ; 5) окружность w пересекает прямую а в точке О; 6) ΔABC - искомый. Доказательство: ΔАОВ - прямоугольный (по построению) и АВ = 1/2ОВ (по построению), следовательно, по свойству, ∠AOB = 30°. 6) Угол в 60° построен в п. а) одновременно с углом в 30° (это ∠OBA). в) Построенный в п. а) угол в 30° следует разделить пополам (по задаче о построении биссектрисы угла). г) Поскольку 120° =180°- 60°, этот угол построен в п. а) - это угол, смежный ∠ABO. д) Поскольку 150° = 180° - 30°, этот угол построен в п. а) - это угол, смежный ∠AOB. е) Поскольку 135° = 90° + 45°, следует построить две перпендикулярных прямых и один из полученных прямых углов разделить пополам (по задаче о построении биссектрисы угла). ж) Поскольку 165° = 180° - 15°, это угол, смежный построенному в п. в). Необходимо построить перпендикуляр к одной из сторон построенного угла, проходящий через его вершину. Один из полученных углов составит 75°. и) Поскольку 105° = 90° + 15°, это другой из углов, полученных в п. ж). № 316. Дано: P1Q1 - сторона, P2Q2 - высота к P1Q1, P3Q3 - медиана. Построить: ΔABC (СН = P2Q2, АМ = P3Q3, АВ = P1Q1). Ход построения: Строим две параллельные прямые, расположенные друг от друга на расстоянии, равном данной высоте треугольника. На одной из прямых отмечаем точку А и откладываем отрезок АВ, равный данной стороне треугольника. Строим окружность с центром А и радиусом, вдвое большим данной медианы треугольника. Строим середину М отрезка AD, где D - точка пересечения окружности и второй прямой, и проводим прямую ВM до пересечения со второй из параллельных прямых в точке С. ΔАВС - искомый |
||
III этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
(Ф/И) - Обычно мы заканчиваем урок, оценивая свою работу и работу товарищей. Объективно оценить себя - самое сложное. Об этом сказал А. де Сент-Экзюпери: “Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр” |
(И) Домашнее задание: решить задачи № 314, 317; подготовиться к контрольной работе |