Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
ВЫНЕСЕНИЕ МНОЖИТЕЛЯ ЗА ЗНАК КОРНЯ. ВНЕСЕНИЕ МНОЖИТЕЛЯ ПОД ЗНАК КОРНЯ - КВАДРАТНЫЕ КОРНИ
Цели: изучить такие преобразования квадратных корней, как вынесение множителя за знак корня и внесение множителя под знак корня; формировать умение выполнять эти преобразования.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Вычислите:
III. Объяснение нового материала по учебнику.
Объяснению материала следует придать больше проблемности и требовать от учащихся самостоятельности при формулировании выводов.
1. Поставить проблему: как сравнить значения выражений √50 и 6√2.
2. Рассмотреть два способа, которые могут быть использованы для этого.
3. Сделать выводы.
- Какое действие нужно было выполнить при решении задачи первым способом? (Такое преобразование называется вынесением множителя из-под знака корня.)
Аналогично проанализируем действие, выполняемое при решении задачи вторым способом. Это преобразование называется внесением множителя под знак корня.
- В каких случаях пригодится умение выносить множитель из-под знака корня и вносить множитель под знак корня?
Выделите две основные ситуации, в которых применяются данные умения:
1) Сравнение двух выражений.
2) Преобразование выражений.
IV. Формирование умений и навыков.
Задания можно разбить на три группы:
1-я группа. Вынесение множителя за знак корня: № 407, 408.
Не все учащиеся могут быстро раскладывать подкоренные выражения на два “удобных” множителя. Некоторые подбирают “очевидные” делители, например 4 или 9. В этом случае не нужно требовать от учащихся, чтобы они отыскивали другое разложение, главное - получение верного результата.
Например,
Этот же результат можно получить по-другому:
2-я группа. Внесение множителя под знак корня: № 410, 412.
При выполнении задания № 412 учащиеся могут допустить довольно распространённую ошибку: внести под корень отрицательный множитель:
В этом случае нужно предложить учащимся сравнить с нулем данное и полученное число. Данное число является отрицательным, а после внесения множителя под корень получили положительное число. Учащиеся должны найти ошибку в рассуждениях и сделать вывод.
3-я группа. Сравнение значений выражений с корнями: № 411, 414, 416, 417.
№ 411.
Из данных четырех выражений не имеет смысла то, которое содержит под корнем отрицательное число. Таким образом, нужно сравнить с нулем все подкоренные выражения. А для этого нужно сравнить уменьшаемое и вычитаемое.
1) имеет смысл, так как 2√17 > 4.
2) имеет смысл, так как 2√2 > √7.
3) имеет смысл, так как 6√3 > 7√2.
4) не имеет смысла, так как 8√3 < 14.
V. Итоги урока.
- В чем состоит прием вынесения множителя из-под знака корня; внесения множителя под знак корня?
- Как сравнить значения выражений, содержащих корни?
- Как сравнить корень с целым числом?
Домашнее задание: № 409, 413, 415.