Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
РЕШЕНИЕ НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ - КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Цель: формировать умение решать неполные квадратные уравнения различных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Найдите корни уравнения:
III. Проверочная работа.
Вариант 1
Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам и проверьте, является ли указанное число х0 корнем этого уравнения:
Вариант 2
Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам и проверьте, является ли указанное число хо корнем этого уравнения:
IV. Объяснение нового материала.
Для осознанного восприятия приемов решения неполных квадратных уравнений объяснение проводим на конкретных примерах с последующим составлением алгоритмов решения.
1. Выполнение упражнения № 514 (устно).
2.
Пример 1. 3,8х2 = 0.
Решение
Разделим обе части уравнения на 3,8 (число, не равное нулю) и получим уравнение, равносильное исходному: х2 = 0.
Мы знаем, что существует только одно число нуль, квадрат которого равен нулю, следовательно, уравнение имеет единственный корень х0 = 0.
Ответ: 0.
Вывод: уравнение вида ах2 = 0 (а ≠ 0) имеет единственный корень х0 = 0.
3.
Пример 2. - 3х2 + 21 = 0.
Решение
Перенесём свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на - 3:
-3х2 = -21; х2 = 7.
Отсюда х = √7 или х = -√7.
Ответ: х = √7; х = -√7.
Пример 3. 4х2 + 6 = 0.
Решение
Перенесём свободный член в правую часть уравнения и разделим обе части получившегося уравнения на 4:
Так как квадрат числа не может быть отрицательным числом, то уравнение не имеет корней.
Ответ: нет корней.
Вывод: Для решения уравнения вида ах2 + с = 0 (с ≠ 0) воспользуемся алгоритмом:
1) Перенесём свободный член с в правую часть уравнения.
2) Делим обе части уравнения на а (с ≠ 0, а ≠ 0), получаем уравнение
3) Если то уравнение имеет два корня:
Если то уравнение не имеет корней.
4.
Пример 4. 5х2 + 7х = 0.
Решение
Разложим левую часть уравнения на множители: х(5х + 7) = 0.
Отсюда: х = 0 или 5х + 7 = 0;
Ответ: 0; -1,4.
Вывод: Для решения уравнения вида ах2 + bх = 0 (b ≠ 0) воспользуемся алгоритмом:
1) Разложим левую часть уравнения на множители, получим х(ах + b) = 0.
2) Решаем уравнение
3) Уравнение имеет два корня:
5. Приведённые примеры показывают учащимся, что неполное квадратное уравнение может иметь один или два корня, а может и не иметь корней. В дальнейшем возможно обобщение этого вывода для любых квадратных уравнений. Для систематизации знаний, полученных на уроке, можно предложить учащимся составить следующую таблицу:
Коэффициент, равный нулю |
b = 0; с = 0 |
b = 0 |
с = 0 |
Вид |
ах2 = 0 |
ах2 + с = 0 |
ах2 + bх = 0 |
Решение |
х2 = 0 |
х(ах + b) = 0 х = 0 или ах + b = 0 |
|
Корни |
х = 0 |
Если то Если то корней нет а |
V. Формирование умений и навыков.
На первых порах желательно, чтобы учащиеся перед решением неполных квадратных уравнений вслух проговаривали их вид и алгоритм решения, пока не будет сформирован устойчивый навык.
№ 515 (а, в, д), 517 (а, в, е), 519 (устно), 523 (а, в).
VI. Итоги урока.
- Какое квадратное уравнение называется неполным?
- Какие существуют виды неполных квадратных уравнений?
- Какие корни имеет уравнение вида ах2 = 0?
- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициенты b = 0, с ≠ 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?
- Как решается неполное квадратное уравнение, в котором коэффициенты b ≠ 0, с = 0? Сколько корней может иметь такое уравнение?
Домашнее задание: № 515 (б, г, е), 518 (а, г, д, е), 521 (а, в), 520, 522 (а, в).