Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ДРОБНЫХ РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ - КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Цель: формировать умение решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Найдите:
а) 50 % от 42;
б) 1 % от 300;
в) 2 % от 200;
г) 10 % от 35;
д) 25 % от 280;
е) 20 % от 55;
ж) 50 % от 31;
з) 3 % от 90;
и) 10 % от 7;
к) 25 % от 84.
III. Проверочная работа.
Вариант 1
Числитель обыкновенной дроби на 4 меньше её знаменателя. Если к числителю этой дроби прибавить 19, а к знаменателю 28, то она увеличится на 1/5. Найдите эту дробь.
Вариант 2
Знаменатель несократимой обыкновенной дроби на 4 больше её числителя. Если числитель этой дроби увеличить на 2, а знаменатель - на 21, то дробь уменьшится на 1/4. Найдите эту дробь.
IV. Формирование умений и навыков.
На этом уроке следует разнообразить содержание текстовых задач. Следует прорешать задачи на движение; на работу; на концентрацию. Учащимся необходимо продемонстрировать важность этапа анализа условия задачи и удобство и универсальность таблиц и схем для записи связи исходных и требуемых величин.
№ 622.
Анализ:
Урожайность, ц/га |
Площадь, га |
Урожайность, ц |
|
Прошлый год |
x |
192 |
|
Этот год |
х + 2 |
192 |
По условию меньше на 0,4 га.
Пусть х ц/га - урожайность пшеницы в хозяйстве в прошлом году, тогда (х + 2) ц/га - урожайность пшеницы в этом году. В прошлом году под пшеницу занято га, в этом га. Зная, что в этом году эта площадь была меньше на 0,4 га, составим уравнение:
не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 30 ц/га.
№ 625.
Анализ:
Доля в оплате, шиллинг |
Кол-во людей, чел. |
Счет (сумма), шиллинг |
|
По плану |
x |
175 |
|
В действительности |
х - 2 |
175 |
В действительности больше на 10 шиллингов.
Пусть x человек обедало, тогда (x - 2) человек оплачивали поровну весь обед. шиллингов заплатил бы один человек, если бы деньги были у всех едоков, а шиллингов заплатил каждый человек с деньгами в действительности. Зная, что каждому пришлось уплатить на 10 шиллингов больше, составим уравнение:
По теореме, обратной теореме Виета, х1 = 7, x2 = -5 - не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 7 человек.
Перед решением задачи № 630 необходимо вспомнить, что такое концентрация вещества в растворе (сплаве, слитке, смеси и т. п.).
где k - концентрация вещества в процентах, m1 - масса вещества, m - общая масса.
Также необходимо вспомнить, что для содержащегося вещества мы можем указывать как его относительное содержание в растворе (в процентах или в долях), так и абсолютное содержание (в граммах, тоннах, литрах и т. п.). Как правило, в текстовых задачах на концентрацию мы составляем уравнение по зависимости между абсолютным и относительным количеством вещества.
№ 630.
Анализ:
Концентрация соли, % |
Масса соли, г |
Масса раствора, г |
|
1 -й раствор |
30 |
x |
|
2-й раствор |
30 |
х + 100 |
По условию меньше на 1 %.
Пусть х г - первоначальная масса раствора, тогда (х + 100) г - масса нового раствора. Концентрация соли первоначально составляла затем стала Зная, что концентрация соли снизилась на 1 %, составим уравнение:
не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 500 г.
Перед решением задач № 627, 629 нужно вынести на доску табличку:
В стоячей воде |
V = Vсобст |
По течению |
V = Vсобст + Vтеч |
Против течения |
V = Vсобст - Vтеч |
В классе только проанализировать условие и составить уравнение. Уравнения дорешать дома.
№ 627.
Анализ:
V, км/ч |
t, ч |
S, км |
|
Против течения |
х - 2 |
6 |
|
По озеру |
х |
15/x |
15 |
По условию 15/x больше на 1 час.
Пусть х км/ч - собственная скорость лодки, тогда (х - 2) км/ч - скорость лодки при движении против течения. ч турист плыл на лодке против течения, а 15/x ч - он плыл на лодке по озеру. Зная, что на путь по озеру он затратил на 1 час больше, составим уравнение:
По теореме, обратной теореме Виета, x1 = 5, х2 = 6. Оба корня удовлетворяют условию задачи.
Ответ: 5 км/ч или 6 км/ч.
№ 629.
Анализ:
По условию t1 + t2 = 3 ч.
Пусть х км/ч - скорость течения реки, тогда против течения катер шёл со скоростью (20 - х) км/ч, а по течению - (20 + х) км/ч. Против течения он шел ч, а по течению ч. Зная, что на весь путь катер затратил 3 часа, составим уравнение:
не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 2 км/ч.
V. Итоги урока.
- Назовите основные этапы решения текстовой задачи алгебраическим методом.
- Какие способы схематичной записи условия задачи вы знаете?
- В чём особенности решения задач на концентрацию?
- В чём особенности решения задач на движение, если в тексте идёт речь о движении по реке?
Домашнее задание: № 626, 628, 627 (дорешать уравнение), 629 (дорешать уравнение).