Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
АНАЛИТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ ЧИСЛОВОГО ПРОМЕЖУТКА - НЕРАВЕНСТВА
Цели: ввести понятие числового промежутка как геометрической модели числового неравенства; рассмотреть различные виды числовых промежутков; формировать умение изображать на координатной прямой числовой промежуток и множество чисел, удовлетворяющих неравенству.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Назовите верное неравенство, которое получится, если:
а) к обеим частям неравенства -1 < 3 прибавить число 4; число -2;
б) из обеих частей неравенства -15 < -2 вычесть число 3; число -5;
в) обе части неравенства 6 > -1 умножить на 8; на -5;
г) обе части неравенства 9 < 27 разделить на 9; на -3; на -1.
2. Заполните пустые квадратики:
III. Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний.
Напоминаем учащимся, что алгебра, в частности, занимается тем, что описывает различные реальные ситуации на математическом языке в виде математических моделей, а затем имеет дело уже не с реальными ситуациями, а с этими моделями, используя разные правила, свойства, законы, выработанные в алгебре.
Математические модели бывают не только алгебраические (в виде числового равенства, уравнения, неравенства), но и словесные (в виде словесного описания реальной ситуации), графические (в виде схемы, графика, чертежа). Учащиеся уже знакомы со всеми этими видами моделей. Напоминаем, что алгебраическую модель ещё называют аналитической, а графическую - геометрической. Чтобы свободно оперировать любыми видами математических моделей, нужно учиться переходить от одного из них к другому.
Например:
Словесная модель 1 |
Аналитическая модель |
Геометрическая модель |
Словесная модель 2 |
b больше а |
b > а |
Точка с координатой b лежит правее точки с координатой а |
2. Введение нового понятия.
Работаем с представленными выше моделями, причём идём в обратном порядке: от словесной модели 2 к словесной модели 1.
Возьмём произвольную точку x на координатной прямой, причём эта точка лежит между точками а и b. Это означает, что ей соответствует число x, которое больше а и меньше b, то есть а < х < b. Верно и обратное: для любой точки, лежащей между точками a и b, будет выполняться это неравенство.
Определение: множество чисел, удовлетворяющих условию а < х < b, называют интервалом и обозначают так: (а; b).
На рисунке (геометрическая модель) это множество изображают в виде:
Светлые кружочки означают, что числа а и b не принадлежат этому множеству.
Аналогично вводим определения отрезка, полуинтервала, числового луча, открытого числового луча и числовой прямой.
Определение: числовые отрезки, интервалы, полуинтервалы, числовые лучи, открытые числовые лучи и числовая прямая называются числовыми промежутками.
3. Операции с различными моделями.
Рассматриваем на с. 173 учебника таблицу, в которой представлены такие модели числовых промежутков, как:
- аналитическая (неравенство, задающее числовой промежуток), например а ≤ х ≤ b;
- словесная (обозначение и название числового промежутка), например [а; b] - числовой промежуток от а до b;
- геометрическая (изображение числового промежутка на координатной прямой), например:
IV. Формирование умений и навыков.
Все задания этого урока можно разбить на три группы:
1) Изобразить на координатной прямой числовой промежуток по его обозначению (создание геометрической модели).
2) Назвать числовой промежуток, изображённый на координатной прямой, и обозначить его (создание словесной модели).
3) Изобразить на координатной прямой множество чисел, удовлетворяющих неравенству, и записать неравенство, соответствующее изображенному или обозначенному числовому промежутку (переход от аналитической к геометрической модели и наоборот).
Особое внимание уделяем:
- правильным формулировкам;
- верному использованию круглых и квадратных скобок при обозначении числового промежутка;
- верному использованию светлых кружков (“выколотых” точек) и тёмных при изображении числовых промежутков на координатной прямой.
• № 812 (а, б, д, е), 813, 814,
• № 815 (а, г), 816 (в, г).
№ 815.
№ 816.
• № 817 (а) (устно), 819 (а, в)
№ 819.
- Задайте неравенством числовой промежуток:
Решение
V. Итоги урока.
- Что называется числовым промежутком?
- Какие виды числовых промежутков существуют?
- Как выглядит геометрическая модель числового промежутка?
- Как записать аналитическую модель числового промежутка с помощью неравенства?
Домашнее задание: № 812 (в, г, ж, з), 815 (б, в), 816 (а, б), 817 (б), 819 (б, г).