Алгебра поурочные планы 8 класс - по учебнику Ю. Н. Макарычева
РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ ВИДА 0 ∙ x > b ИЛИ 0 ∙ x < b, ГДЕ b - НЕКОТОРОЕ ЧИСЛО - НЕРАВЕНСТВА
Цели: рассмотреть решение неравенств, которые либо не имеют решений, либо их решением является любое число; продолжить формирование умения решать неравенства с одной переменной, а также задачи, сводящиеся к решению таких неравенств.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверочная работа.
Вариант 1
1. Решите неравенство:
2. При каких значениях b двучлен 2b + 11 принимает положительные значения?
Вариант 2
1. Решите неравенство:
2. При каких значениях а двучлен 12 - а принимает положительные значения?
Ответ:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|
1 |
||
2 |
(-5,5; +∞) |
(-∞; 12) |
III. Устная работа.
1. Решите неравенство:
2. Какие из чисел 0; 7; -4; 6; 7/3 являются решением неравенства 3х - 12 ≥ 6?
IV. Объяснение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
На предыдущих уроках мы решали неравенства вида ах > b (ах < b), где а ≠ 0. Алгоритм решения был прост: мы преобразовывали неравенства, приводя к такому виду, а затем делили обе части неравенства на коэффициент а (с учетом знака) и получали числовой промежуток в качестве решения. Пробуем применить этот алгоритм к следующему заданию:
Наш алгоритм “не работает” - на нуль делить нельзя. Замечаем, неравенство будет иметь решение, если при подстановке какого-то числа вместо x мы получим верное неравенство. Но в данном случае при любом значении x неравенство обращается в числовое 0 < -12, которое является неверным, значит, исходное неравенство не имеет решений.
2. Самостоятельное решение уравнения.
Замечаем, что при любом значении x неравенство обращается в верное числовое неравенство 0 < 10, значит, решением является любое число.
3. Общий вывод.
Неравенства вида 0 ∙ х > b (0 ∙ x < b), а значит, и неравенства, равносильные данным, либо не имеют решений, либо их решением является любое число (множество решений либо Ø, либо (-∞; +∞)).
V. Формирование умений и навыков.
Задания, решаемые на этом уроке, можно разбить на три группы:
1) Решение неравенств, сводящихся к неравенствам вида 0 ∙ х > b (0 ∙ x < b);
2) Решение задач, сводящихся к решению неравенств с одной переменной;
3) Решение заданий повышенной трудности.
• Выполнение заданий по учебнику.
№ 857 (а, б).
при любом значении x имеем верное неравенство 0 > -31, значит, х - любое число.
при любом значении x имеем неверное неравенство 0 < -12, значит, неравенство не имеет решений.
Ответ: a) x - любое число; б) нет решений.
№ 858.
№ 859 (а, в, д).
№ 861 (а).
Наибольшее целое число, удовлетворяющее неравенству, равно 3.
Ответ: 3.
№ 862 (а).
Данному неравенству удовлетворяют натуральные числа 1, 2, 3, 4.
Ответ: 1; 2; 3; 4.
№ 865.
Пусть х см - длина другой стороны прямоугольника, тогда его периметр равен 2 ∙ (x + 6) см; периметр квадрата равен 4 ∙ 4 см, то есть 16 см. Зная, что периметр прямоугольника меньше периметра квадрата, составим неравенство:
Ответ: меньше 2 см.
• Задания повышенной трудности для сильных учащихся: № 860 (а), 863, 869.
№ 860 (а).
В область определения функции входят значения х, для которых 7 – 14x >0 и x + 8 ≠ 0.
Примечание. На этом примере учащиеся видят, что если в решении в полученном числовом промежутке есть “выколотая” точка, то ответ мы записываем в виде объединения числовых промежутков.
№ 863.
(а + 5)x2 + 4х - 20 = 0 - квадратное уравнение,
Уравнение не имеет корней, если D1 < 0, то есть
Ответ: при а< -5,2.
Примечание. Необходимо сообщить учащимся, что данное уравнение представляет собой уравнение с параметром а и переменной х.
№ 869.
Анализ:
Пусть х км - расстояние, на которое могут отъехать туристы, тогда по течению они плыли со скоростью 18 + 2, то есть 20 км/ч и против течения - со скоростью 18 - 2, то есть 16 км/ч, и на путь по течению они затратили x/20 ч, а против течения x/16 ч.
Зная, что туристы должны вернуться к стоянке не позднее, чем через 3 часа, составим неравенство:
Ответ: не более
VI. Итоги урока.
- Сколько решений может иметь неравенство с одной переменной?
- В каком случае неравенство не имеет решений? Приведите примеры.
- В каком случае решением неравенства является любое число? Приведите примеры.
Домашнее задание: № 857 (в, г), 859 (б, г, е), 861 (б), 862 (б), 866, 867.*