Алгебра и начала анализа для учащихся 11 класса поурочные планы
в ходе выполнения упражнений закрепить знание решения логарифмических уравнений; рассмотреть решение систем логарифмических уравнений - РЕШЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ - ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ - 2-е полугодие
Цели: в ходе выполнения упражнений закрепить знание решения логарифмических уравнений; рассмотреть решение систем логарифмических уравнений.
Ход урока
I. Устная работа
1. Какие уравнения называются логарифмическими?
2. Является ли уравнение lg5 + х lg6 = 3 логарифмическим.
3. Существует ли хотя бы одно значение х, при котором верно равенство lg(x+3) = lgх + lg3?
4. Записать область определения логарифмического уравнения loga f(x) = logb g(x) в виде системы неравенств.
5. Как решается уравнение, содержащее неизвестное и в основании, и в показателе степени, например хlgx = 10? .
6. Нужна ли проверка полученных корней фи решении логарифмических уравнений? Почему?
7. Решить уравнения:
II. Выполнение упражнений
1. Объясняет учитель: решить уравнение
Решение
Проверка. Убеждаемся, что являются корнями уравнения. Ответ:
2. Решить уравнение
Решение
3. Решить уравнение
Решение
4. Решить уравнение
Решение
Найдём ОДЗ: х > 0; 5 – lgx ≠ 0; 1 + lgx ≠ 0, откуда х > 0; lgх ≠ 5; lgх ≠ -. Значит, 0 < х < 0,1; 0,1 < х < 100000; 100000 < х < +∞.
Заменим lgx = t, тогда относительно t уравнение примет вид: В результате решения находим t1 = 2, t2 = 3 или lgx = 2, х1 = 100; lgx = 3, x2 = 1000.
Ответ: х1, = 100; x2 = 1000.
5. Разобрать решение системы уравнений в примере 6 на стр. 234.
6. Решить № 521 (а, б).
7*. Решить систему уравнений
Решение
В каждом из уравнений системы перейдём к логарифмам по одному основанию 3. Получим
Складывая уравнения системы, получим
Отсюда y = 34 = 81. Подставляя y = 81 в первое уравнение системы, найдем значение х:
ОДЗ данной системы х > 0, у > 0, значит, является решением заданной системы.
III. Итоги урока
IV. Домашнее задание: п. 39; решить № 521 (в; г), N° 522 (б; в), № 523 (б), № 529 (а; в).