Поурочные разработки по алгебре для 8 класса к учебнику Ю.Н. Макарычева
Итоги контрольной работы - урок 4 - ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ - КВАДРАТНЫЕ КОРНИ
Целы: сообщить результаты работы, рассмотреть наиболее типичные ошибки, разобрать трудные задачи.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
II. Итоги контрольной работы
1. Распределение работ по вариантам и результатам решения. Данные о результатах работы удобно заносить в таблицу (для каждой пары вариантов).
№ задачи Итоги |
1 |
2 |
3 |
... |
6 |
+ |
5 |
||||
± |
1 |
||||
— |
1 |
||||
Ø |
1 |
Обозначения:
+ — число решивших задачу правильно или почти правильно.
± — число решивших задачу со значительными ошибками; .
— — число не решивших задачу;
Ø — число не решавших задачу. Вариант 1, 2 — 8 учеников.
2. Типичные ошибки, возникшие при решении задач.
3. Наиболее трудные задачи и их разбор (учителем или школьниками, сделавшими эту задачу).
4. Разбор всей контрольной работы (вывесить на стенде ответы к заданиям вариантов и разбор наиболее трудных вариантов).
III. Ответы и решения
Вариант 1
1. Ответ: 14 – 4√6.
2. Ответ: А < В.
3. Ответ: -√а - 3 (при а ≥ 0, а ≠ 9).
4. Ответ: 2 + √10.
5. Ответ: -2/11.
6. Ответ: прямая у = 1 - х при х ≤ 1.
Вариант 2
1. Ответ: 21 - 6√6.
2. Ответ: А > В.
3. Ответ: -√с - 4 (при с ≥ 0, с ≠ 16).
4. Ответ: 5 + √15.
5. Ответ: -1/22.
6. Ответ: прямая у = х - 2 при х ≥ 2.
Вариант 3
1. Ответ: 23√2.
2. Ответ: 13.
3. Ответ: 6 + 3√6.
4. Ответ: a + √b (при b ≥ 0, a + √b ≠ 0).
5. Ответ: А < В.
6. Ответ: прямая у = 1 при х < 1.
Вариант 4
1. Ответ: 12√3.
2. Ответ: 10.
3. Ответ: 10 + 3√10.
4. Ответ: 2x - √y (при у ≥ 0, 2х - √y ≠ 0).
5. Ответ: А > В.
6. Ответ: прямая у = 1 при х > 2.
Решения
Вариант 5
1. Используем формулы квадрата суммы и квадрата разности, выполним действия и получим:
Ответ: 140.
2. Разложим числители дробей на множители и сократим дроби. Имеем:
Ответ: -1.
3. Извлечем квадратные корни из выражений и раскроем модули.
Получаем: Было учтено, что √13 ≈ 3,6.
Ответ: 9.
4. Учитывая свойство арифметического квадратного корня, запишем функцию в виде Для построения графика функции у = |х - 2| + х раскроем знак модуля.
а) При х < 2 величина х - 2 < 0 и |х - 2| = -(х - 2) = 2 - х. Поэтому функция имеет вид у = 2 - х + х или у = 2. Строим эту функцию для х < 2.
б) При x ≥ 2 величина х - 2 ≥ 0 и |х - 2| = х - 2. Тогда функция имеет вид у = х - 2 + х = 2х - 2. Строим эту функцию для х ≥ 2.
Ответ: см. график.
5. Очевидно, что выражения А и В являются положительными. Рассмотрим квадраты этих величин и Теперь сравним числа 2√6 и 5. Так как 6 < 6,25, то Поэтому А2 < В2 и А < В.
Ответ: А < В.
6. Умножим обе части равенства на сопряженную величину и получим: или или откуда
Ответ: 5.
Вариант 6
1. Используем формулы квадрата суммы и квадрата разности, выполним действия и получим:
Ответ: 60.
2. Разложим числители дробей на множители и сократим дроби. Имеем:
Ответ: 0.
3. Извлечем квадратные корни из выражений и раскроем модули. Получаем: Было учтено, что √11 ≈ 3,3.
Ответ: 13.
4. Учитывая свойство арифметического квадратного корня, запишем функцию в виде Для построения графика функции у = |х - 2| - х раскроем знак модуля.
а) При х < 2 величина х - 2 < 0 и |x - 2| = -(х - 2)= 2 - х. Поэтому функция имеет вид у = 2 – х - х или у = 2 - 2х. Строим эту функцию для х < 2.
б) При х ≥ 2 величина х - 2 ≥ 0 и |х - 2| = х – 2. Тогда функция имеет вид у = х - 2 - х или у = -2. Строим график функции у = -2 для х ≥ 2.
Ответ: см. график.
5. Очевидно, что выражения А и В являются положительными. Рассмотрим квадраты этих величин и B2 = 13 = 7 + 6. Теперь сравним числа 2√10 и 6. Так как 10 > 9, то √10 > 3 и 2√10 > 6. Поэтому А2 > В2 и А > В.
Ответ: А > В.
6. Умножим обе части равенства на сопряженную величину и получим: или или откуда
Ответ: 3.