Математика 5 класс - Поурочные разработки
Задачи на части, в которых части в явном виде не указаны - Задачи на части - Использование свойств действий при вычислениях
Цель: формировать умение решать задачи на части.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Отгадайте ребусы: ВО100К; ТЕ100; И100К.
2. Вычислите:
III. Объяснение нового материала.
Рассмотреть задачу 2 из п. 4.3 учебника.
IV. Формирование умений и навыков.
1. У, № 432 (устно).
2. У, № 433.
а) 1). Сколько частей книг приходится на первую полку.
2). Сколько частей книг на второй полке? Сделайте рисунок (см. рис. 80, а).
б) 1). Составьте план решения.
2). Сколько частей приходится на все книги?
3). Сколько книг приходится на одну часть?
4). Сколько книг на второй полке?
5). Сколько книг на первой полке? Сделайте рисунок (см. рис. 80, б).
3. У, № 434.
а) Задачу можно переформулировать: мальчик сорвал орехов в 2 раза больше, чем девочка.
б) Переформулировка: девочке осталось прочитать в 3 раза больше, чем она уже прочитала.
Рис. 80
Физкультминутка
Раз — согнуться — разогнуться.
Два — нагнуться — потянуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть.
Семь, восемь — лень отбросим.
4. У, № 435 (а). Сделайте рисунок (см. рис. 81).
Способ 1.
1) 18 : 2 = 9 (тетр.) — 1 часть;
2) 9 · 3 = 27 (тетр.) — в клетку;
3) 27 + 9 = 36 (тетр.) — всего.
Способ 2.
1) 18 : 2 = 9 (тетр.) — 1 часть;
2) 3 + 1 = 4 (части);
3) 4 · 9 = 36 (тетр.) — всего.
Рис. 81
5. Самостоятельная работа.
Вариант 1. У, № 434 (в). Вариант 2. У, № 434 (г). Дополнительно задание на карточке.
Карточка 1. Который теперь час, если прошедшая часть суток в 3 раза меньше оставшейся?
Карточка 2. Который теперь час, если оставшаяся часть суток в 2 раза меньше прошедшей?
V. Итог урока.
В чем состоит метод решения задач на части?
VI. Домашнее задание.
У, № 433 (в), 435 (б), 290 (б).