Математика 5 класс - Поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина
Доли, обыкновенные дроби - урок 2 - III ЧЕТВЕРТЬ
Оборудование: карточки для проверки домашнего задания.
Ход урока
I. Устные упражнения.
Проводятся с классом, в это же время шесть человек за первыми партами и четыре человека у доски решают по карточкам.
Устно: № 886 (в, г), 888, 892.
За первыми партами:
Вариант I
1) Записать цифрами число: а) одна девятая; б) одна тридцатая.
2) В коробке лежит 18 мячей. 1/2 часть - черные мячи, 1/3 - желтые, остальные белые. Сколько белых мячей в коробке?
3) Решить уравнение: р - 375 = 2341.
Вариант II
1) Записать цифрами число: а) одна семнадцатая; б) одна девятая.
2) Туристы проделали путь 36 км. 1/9 часть пути прошли пешком, 1/6 часть проплыли на лодке, остальной путь ехали автобусом. Сколько километров туристы проехали автобусом?
3) Решите уравнение: 85 - z = 36.
Карточки для тех, кто отвечает у доски.
Карточка 1.
1) Кусок материала разрезали на 12 равных частей. Какую долю всего куска составляет каждая часть? Что называется долей?
2) Что называется уравнением?
Карточка 2.
1) Как называют доли 1/2; 1/3; 1/4? Чему равна половина часа? Какой доли метра равен 1 см?
2) Что называется корнем уравнения? Что значит решить уравнение?
Карточка 3.
1) Выразите дробью закрашенную часть круга. Почему в знаменателе записано именно это число? Что оно показывает? Почему в числителе записано такое число? Что оно показывает?
2) Как найти неизвестное вычитаемое? Привести пример.
Карточка 4.
1) Выразить дробью незакрашенную часть фигуры. Объяснить, почему в числителе и в знаменателе записаны эти числа.
2) Как найти неизвестное уменьшаемое? Привести пример.
II. Объяснение нового материала.
1. 1 м = 10 дм = 100 см
1 см = 1/100 м; .
1 дм = 1/10 м;
1 кг = 1000 г .
1 г = 1/1000 кг
2. Изображение дробей на координатном луче.
3. Запись обыкновенной дроби, определение числителя, знаменателя.
4. Что показывает знаменатель? Что показывает числитель?
III. Закрепление.
1. Устно № 901 (домашнее упражнение), № 872.
2. № 875, 874 (самостоятельно).
3. Отметьте на координатном луче точки С (1/5); D (2/5) и Е (4/5). Предварительно спросить учащихся: «Какой длины удобней взять единичный отрезок? Почему?».
4. № 876 (прочитать), № 877, 879 (самостоятельно).
5. На повторение: № 896, 899 (1).
IV. Итог урока.
Решить самостоятельно:
1. Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали 1/4 этого куска. Сколько метров провода осталось?
2. Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили 2/5 полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?
V. Домашнее задание: п. 23; № 903, 902, 912, повторить п. 4,11.