Рассвет на Москве-реке - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 4 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Рассвет на Москве-реке - ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ... - 4 класс

Задачи урока: раскрытие отношения русских композиторов к образам природы; выявление их значения в жизни людей разных исторических эпох; определение выразительных и изобразительных возможностей музыки М. Мусоргского (“Рассвет на Москве-реке”), умение отразить их в рисунке-схеме; раскрыть символический смысл этого сочинения для современных слушателей.

Используя метод “забегания вперёд и возвращения к пройденному”, мы не раз обращались к вступлению из оперы М. Мусоргского “Хованщина”. В начале второго года обучения учащиеся впервые услышали эту музыку — красивую распевную мелодию, близкую по интонациям народной песне — как музыкальное слово любви композитора к Родине. Дети пели эту мелодию на слух, ориентируясь на нотную запись в учебнике.

После знакомства с увертюрой к опере “Руслан и Людмила” М. Глинки и увертюрой к опере “Свадьба Фигаро” В.-А. Моцарта учитель может напомнить музыку М. Мусоргского, сообщив, что это тоже вступление к опере. Как контрастны темы в музыке М. Глинки! Как-будто перед нами проходят разные персонажи оперы. • А что происходит в музыке М. Мусоргского? • Разные здесь темы или похожие? • Контрастны они или развивается одна тема? • О чём “рассказывает” или какую картину “рисует” музыка? • Где звучит знакомая детям мелодия: сразу она возникает или появляется в результате развития — наступления утра?

Учащимся предлагается спеть мелодию по нотам и, слушая музыку в исполнении симфонического оркестра, проследить за её развитием, представляя, как просыпается Москва XVII в.

В итоге занятий “Рассвет...” предстаёт как большая симфоническая картина. В звуках оркестра слышатся крики петухов, колокольные звоны, мелодии, которые настраивают нас на пробуждение природы, наступающий рассвет, восход солнца. Однако важным представляется не только “увидеть” картину рассвета, но и понять, что сокровенное его содержание — красота мысли о России — святой Руси, вслушаться, как развивается эта мысль.

Интересное сравнение приводит В. Медушевский в связи с вариантно-вариационной формой этого произведения: “Вариантная форма подобна живой мимике лица, в каждый момент светящегося разными оттенками одухотворённого чувства учителем на доске — бесконечно ценен каждый вариант”. Варианты мелодии, выписанные, в одной тональности, учащиеся могут спеть и сравнить между собой, открывая выразительность каждой вариации.

Когда дети вновь услышат “Рассвет...” полностью, обратите их внимание на то, как звучит основная мелодия: всё время на одной высоте или нет? Так, не теоретизируя, не вникая в тональный план произведения, учащиеся будут приучаться вслушиваться в особенности развития музыки, в смену тональной, тембровой окраски. Перед выполнением творческого задания в рабочей тетради можно спросить: • С каким цветом ассоциируется наступление утренней зари: музыка стихает, а краски будут приглушённее? ярче? светлее? нежнее? В рабочей тетради (с. 30—31) предлагается чёрно-белый рисунок, изображающий пять арок, в пространстве которых дети должны отразить меняющийся, развивающийся колорит звучания пяти вариантов темы этого сочинения. Для этого надо выбрать соответствующий, на их взгляд, цвет, а также подобрать названия к каждой части, подумать, каким знакомым им словом можно назвать центральную часть, в которой ясно слышится колокольный звон. Обращаясь не раз к этой музыке, учащиеся углубляют своё восприятие, открывают в ней всё новые и новые художественные грани.

Итак, методика работы с учебником представляет собой постоянное взаимодействие музыки, слова, живописи, сопоставление художественных явлений в единстве целого и различных частей в их постоянных связях и взаимопереходах, обращение к музыкально-жизненному опыту учащихся.

Примерная последовательность музыкально-учебной деятельности детей и учителя в процессе их совместной работы:

— сопоставление нескольких музыкальных сочинений (возможно, 2—3 фрагментов, музыкальных тем, их зерна-интонации) с соответствующим вопросом-заданием учителя;

— интонирование музыки, способствующее проживанию- переживанию собственного состояния, чувства музыки. При этом способ интонирования (вокализация, пластика движения и др.) определяется особенностями самого музыкального сочинения, выявлением его жизненных и жанровых истоков;

— выражение своего ощущения-чувства музыки в разнообразных формах и способах деятельности: претворение музыкального образа в рисунке, цвете (колорите), поэтическом слове, рассказе, повторное исполнение-интерпретация;

— интуитивно-образное определение стиля в самом общем плане (старинная или современная музыка, национальная принадлежность, народная или принадлежащая перу композитора) с тем, чтобы точнее, рельефнее почувствовать и воплотить в своём исполнении музыкальный образ произведения;

— повторное звучание (исполнение, слушание) музыки; сравнение музыкальных образов в целом, что их роднит, сближает, что отличает; выявление языковых особенностей, позволяющих почувствовать своеобразие музыкального образа, жанра произведения и в то же время интонационностилевое своеобразие музыкальной речи того или иного композитора;

— сопоставление музыкальных сочинений, характеризующих доминирующую, типичную для данного композитора образную сферу, характер взаимодействия образов, отличающие его почерк, особенности его художественного мировосприятия (образ на протяжении всего творчества);

— повторное слушание или исполнение, решение задач, обусловленных жанром произведения;

— импровизация детей как активно-творческое преломление образно-стилевых особенностей изучаемой музыки, как проявление интонационно-образных представлений ребёнка, особенностей его интонационно-слухового опыта.

Урок музыки, в основе которого лежит духовно-практическое отношение к миру, к искусству, не столько ориентирует на репродуктивную деятельность учащихся, сколько влечёт за собой направленность на личность ребёнка и, следовательно, на опыт сотворчества, который открывается детям в триединстве деятельности композитора — исполнителя — слушателя.

В процессе деятельностного освоения учащимися начальной школы содержания курса, изучения материала учебников и выполнения заданий в рабочих тетрадях формируются следующиеуниверсальные учебные действия (УУД).

Личностные УУД:

• понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;

• интерес к музыке и музыкальной деятельности;

• привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

• осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя: опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования, в том числе во внеурочных формах работы;

• расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов;

• составление домашней библиотеки, фонотеки, видеотеки и пр., мотивированное художественно-познавательной деятельностью, знанием музыки, сведений о музыке и музыкантах.

Познавательные УУД:

• поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах;

• владение первичными навыками работы с информационно-коммуникационными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, айпеды, Интернет) и электронно-образовательными ресурсами;

• познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений (народной, религиозной, классической и современной музыки);

• участие в проектной деятельности и представление её результатов в учебных и внеурочных формах занятий (праздники, КВН, фестивали, конкурсы, представления для жителей микрорайона, семейная филармония культуры и искусства для родителей и др.);

• владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы) и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицирования;

• осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

• выполнение диагностических тестов, самостоятельных и контрольных работ, участие в индивидуальных и групповых мини-исследованиях;

• владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; знаний о музыке и музыкантах, музицирования; своего участия в исследовательских проектах.

• понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке; соотнесение графической записи с музыкальным образом; моделирование чувственно воспринимаемого образа графическими, двигательно-пространственными способами (средствами).

Логические УУД:

• владение умениями и навыками самостоятельного образно-стилевого анализа музыкальных сочинений, выявление логики развития музыкального образа на основе понимания интонационно-временной природы музыки и использования различных видов музыкально-практической деятельности;

• умение проводить сравнение, сериацию, классификацию произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства;

• постановка и формулирование проблемы, разработка алгоритмов решения задач музыкально-учебной деятельности творческого, поискового, исследовательского характера (включая работу в Интернете с помощью родителей); аргументация выводов.

Регулятивные УУД:

• умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);

• планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, “сочинения” (импровизаций) музыки, создания композиций, а также при решении проектных задач и организации проектно-исследовательской деятельности;

• прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях; развёрнутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям;

• понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;

• проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, мобилизация сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности;

• совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные УУД:

• формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

• развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах;

• формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность);

• поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.






Для любых предложений по сайту: [email protected]