Край, в котором ты живёшь - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Край, в котором ты живёшь - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Задачи урока: раскрытие глубокого смысла понятия “Родина”; воспитание чувства гордости за свою Родину, бережного отношения к природе, людям, культуре, народным традициям и обычаям.

Этот разворот созвучен разделу “Россия — Родина моя” в учебниках “Музыка” для II, III, IV классов. Отношение к своей Родине, её природе, людям, культуре, традициям и обычаям воспитывается с детства. При подготовке к уроку учитель может воспользоваться интернет-ресурсами и подобрать фото- и видеоматериалы по родному краю.

Ребёнок может и должен искать и находить в своём сознании, сердце, в своей душе те струны, которые связывают его крепкими узами с родным домом, родителями, друзьями, школой, его малой родиной. Учитель в этом “труде души” должен стать мудрым посредником, раскрывающим детям глубокий смысл понятия “Родина” через эмоционально открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Всё это составляет содержание универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных), способствующих формированию основ российской гражданской идентичности, становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Если записать на доске три слова: РОДина — приРОДа — наРОД, то даже первоклассникам станет очевидной общность этих слов, понятным смысл выражений, так часто употребляемых нами: “родные места”, “родительский дом”, “откуда ты родом?”. В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о “родимой сторонушке” помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь...

Предлагая первоклассникам разучить песни о родном крае, учитель может вариативно использовать материал хрестоматии, а также вводить в урок другие произведения, наиболее полно, на его взгляд, раскрывающие эту тему. Возможно, что, познакомив класс с несколькими песнями, посвящёнными Родине, учитель по желанию учащихся остановится на одной из них и будет тщательно работать над выразительностью исполнения — от “чернового” этапа разучивания до “концертного” исполнения на уроке, а затем на празднике, родительском собрании. Для этого можно чередовать хоровое пение с пением по группам и сольным пением, а также использовать караоке с последующей самооценкой и оценкой друг другом исполнения песни (“Как вы спели эту песню? Что получилось, а что нужно изменить, чтобы с этой песней можно было выступить на праздничном концерте для родителей?”)

Главное, чтобы и слова, и действия, и отношение учителя к этой очень значимой теме не сводились к шаблонным фразам, формальной беседе, будничному стилю общения с детьми и с музыкой. Пусть это непростая задача, но нужно стремиться к тому, чтобы найти верную, идущую от сердца интонацию урока искусства: просто о высоком — “Родина бывает разная, но у всех она одна”.

Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 18—19) поможет учащимся осмыслить свои музыкальные впечатления и закрепить представления об основных сферах музыки.






Для любых предложений по сайту: [email protected]