Правописание собственных имён существительных. Географические названия - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Правописание собственных имён существительных. Географические названия - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представления о правописании географических названий как имён собственных; формировать умения различать имена собственные — географические названия, объяснять их написание, находить информацию (из справочной литературы в библиотеке, из Интернета) о происхождении названия своего города (или села, посёлка, деревни); развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Словарный комментированный диктант: определение, какие из записанных имён существительных собственные, а какие — нарицательные. Слова для диктанта: ученик Игорь Чайкин, фамилия Иванов, корова Зорька, собака Лайка, свинья Бочка, рабочий Илья Кузьмич Щукин. Ответы на вопросы: “Что обозначают имена собственные? Что надо знать об их написании?” Обобщение: “Какие слова относятся к собственным именам существительным?” Обсуждение: “Как вы думаете, какие ещё слова относятся к собственным именам существительным? ”

3. Выполнение заданий учебника (упр. 102, с. 60). Обсуждение: “Какие из данных слов имена собственные, а какие нарицательные?” Подбор имён собственных (по теме “Мой город”).

4. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 60). Ответ на вопрос: “Что нового узнали из прочитанного?” Определение дальнейшей задачи урока: “Какие имена собственные вы будете изучать?”

5. Работа со словарным словом Россия. Подбор синонимов. Чтение предложений о России (“Рабочая тетрадь”, упр. 62). Выяснение того, как автор говорит о России и почему называет Россию Отечеством, Родиной. Обведение слов предложения по точкам.

6. Чтение текста (учебник, упр. 103, с. 60). Определение темы текста. Ответ на вопрос: “На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?” Выполнение заданий упражнения.

7. Работа со словарным словом город. Знакомство с истоками слова: раньше оно звучало как град и означало “ограда”, “обнесённый частоколом посёлок”. Обсуждение: “Каково современное значение слова?” Сравнение звучания и произношения слова. Вывод: написание данного слова необходимо запомнить. Запись предложения о городе Томске.

8. Проведение игры “Найди пару”. На доске даны два столбика слов:

страна ..айкал

город ..нисей

озеро ..оссия

улица ..овгород

река

Обсуждение: “Какое задание вы бы предложили одноклассникам, используя эти столбики слов?” Запись пар слов: страна Россия, город Новгород и т. д. Ответы на вопросы: “Какому слову не нашлось пары?” (Слову улица.) Выяснение значения слова. Сравнение произношения и написания, подбор однокоренных слов. Вывод: это слово словарное, его написание надо запомнить. Каждый учащийся пишет новое словарное слово вместе с названием улицы, на которой он живёт (например, улица Садовая).

9. Обобщение: “Что могут обозначать имена собственные? Какие географические названия пишутся с заглавной буквы?” Вписывание заглавной буквы в географические названия (“Рабочая тетрадь”, упр. 61, с. 29). Обобщение: заглавная буква в именах существительных собственных — это орфограмма.

10. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какие географические названия пишутся с заглавной буквы?”

Домашнее задание

Найти информацию (из справочной литературы в библиотеке, из Интернета) о происхождении названия своего города (или села, посёлка, деревни), составить об этом 1—2 предложения и записать их.






Для любых предложений по сайту: [email protected]